Найти тему
Биомолекула

Как создается лекарство?

Оглавление

Представим, что некие научные сотрудники совершили открытие, которое может стать новой эффективной терапией в лечении какого-то заболевания, и даже основали собственную биотех-компанию. Для продвижения своего потенциального препарата исследовательская группа должна будет осуществить переход от научных исследований к коммерциализации разработки.

На волне создания вакцины от COVID-19 многие из тех, кого раньше не интересовала тема разработки лекарственных средств, стали вникать в эту тему, и назрели вопросы: как же создается лекарство? Какие этапы оно должно пройти прежде чем попасть на прилавок аптеки?

Жизненный цикл инновационного терапевтического средства можно условно поделить на три этапа:

  • этап фундаментальных исследований, то есть поиск биологической мишени, дизайн и оптимизация потенциального терапевтического агента, первые исследования на животных моделях;
  • этап перехода к внедрению инновации, то есть дальнейшая оптимизация выбранного терапевтического агента, проведение доклинических и клинических испытаний;
  • этап вывода лекарственного препарата на рынок и коммерциализации (фарма).
Жизненный цикл инновационного терапевтического средства.
Жизненный цикл инновационного терапевтического средства.

На этапе исследований

создатели биотехнологического проекта должны разбираться во всём — от компьютерного моделирования биологических объектов до особенностей патентной защиты интеллектуальной собственности и построения команды. На этом шаге команда проекта занимается научным поиском: исследуются новые мишени препаратов и разрабатываются агенты, способные оказать желаемое воздействие.

Лекарственная мишень — конкретная молекула в организме, чья биохимическая функция тесно связана с возникновением и/или развитием определенной патологии, воздействие на которую молекулой лекарственного препарата дает терапевтический эффект.
Распределение по типам мишеней: среди 667 мишеней (а) и среди 1194 зарегистрированных лекарств (б).
Распределение по типам мишеней: среди 667 мишеней (а) и среди 1194 зарегистрированных лекарств (б).

Несмотря на то, что ключевая компетенция на этом этапе — научная, компетенции по управлению и администрированию также важны.

Этап внедрения инноваций

невозможен без понимания принципов двух рынков:

  • рынка разработки инноваций
  • рынка, на котором эта разработка будет применена.

Этот этап начинается, когда научная группа решает коммерциализировать свою находку и строит планы выхода на фармрынок.

На этом этапе становится важно понимать не только принцип действия ближайших аналогов, но и всех доступных препаратов, направленных на лечение выбранной нозологии. Команде необходимо искать партнеров по проведению доклинических и клинических исследований.

Кроме того, невозможно выйти в клинические исследования без партнера по производству препарата. Важно хорошо представлять себе требования и особенности каждого рынка, поэтому ключевая компетенция на этом этапе — предпринимательская, хотя научная и клиническая экспертизы по-прежнему важны.

Этап построения функционирующего бизнеса.

Он следует далее, а с ним и выстраивание инфраструктуры, и организация производственных процессов. На первый план выходит компетенция организатора.

После выпуска препарата на рынок предстоит работа по внедрению одобренного препарата в клиническую практику — работа с врачебным сообществом, профессиональными ассоциациями, лидерами мнений, а также пострегистрационный мониторинг нежелательных явлений и масштабирование производства, логистики и контроля качества.

Современную разработку лекарств уже трудно представить без сотрудничества, обмена идеями, взаимной поддержки.
Современную разработку лекарств уже трудно представить без сотрудничества, обмена идеями, взаимной поддержки.

Становится очевидно, что этап внедрения, на котором осуществляется переход от сектора исследований и разработок к рынку фармацевтических препаратов, является наиболее сложным шагом, требующим интеграции наибольшего спектра компетентностей, что подтверждают все игроки рынка.

Дмитрий Власов, медицинский директор Bayer и руководитель Медицинского кластера стран СНГ, отмечает:

Если посмотреть на статистику расходов фармацевтических компаний, то можно увидеть, что на R&D (исследования и разработки) они тратят с каждым годом всё больше. Однако чтобы закрыть все вопросы в цепочке создания лекарств с учетом нынешних объемов расходов, ни у одной компании не хватит ни человеческих, ни финансовых ресурсов. На пути создания новых медицинских решений фармкомпании активно взаимодействуют с научным сообществом, стартапами и институтами развития: выделяют гранты на поддержку разработок в том или ином направлении, делятся с институтами своей экспертизой, лабораторной коллекцией химических соединений и антител.

Самое важное

Как мы упомянули выше, самое ценное на рынке биотехнологий — интеллектуальная собственность. Грамотно защищенная интеллектуальная собственность создает условия для дальнейшей коммерциализации проекта.

Инвесторам невыгодно вкладывать в технологию, которую может повторить любая достаточно квалифицированная научная группа, поэтому наличие патента или сама патентоспособность разработки повышает инвестиционную привлекательность проекта.

Менторская поддержка от более опытных участников рынка позволяет инноваторам срезать путь.
Менторская поддержка от более опытных участников рынка позволяет инноваторам срезать путь.

Также инвестору невыгодно вкладывать деньги в проект, где интеллектуальная собственность принадлежит большой группе людей, что делает ее фактически неуправляемой. Передача такой интеллектуальной собственности (например, при продаже фармкомпании) зачастую невозможна или очень трудна.

Фармкомпании со всей ответственностью относятся к защите интеллектуальных прав и технологий, чтобы сделать возможным сотрудничество с разработчиками инновационных препаратов.

Биомолекула благодарит вас за то, что вы прочитали эту статью до конца. Скоро расскажем еще много интересного.

Если вам понравилась эта статья, то рекомендуем оказаться тут — здесь на примере инициатив компании Bayer мы рассказываем, как Большая фарма сотрудничает с небольшими инновационными проектами и учеными, что такое биотехнологический бизнес, и самое главное — как в этом бизнесе выжить стартапам.

Будем рады вашим лайкам и подписке на наш канал — здесь мы рассказываем много интересного из мира науки! 💚