Чрезвычайное количество стрел, датируемых от каменного века до средневековья, растаяло в последние годы из единственного ледяного пятна в Норвегии из-за изменения климата.
Исследователи из университетов Кембриджа, Осло и Бергена собрали в общей сложности 68 древков стрел , некоторые из которых все еще прикреплены или находятся поблизости, и многие другие артефакты. Почти все предметы были найдены на горном склоне площадью не более 18 гектаров в Йотунхеймене, регионе на юге Норвегии.
Согласно радиоуглеродному анализу, самые старые стрелы датируются примерно 4100 годом до нашей эры, а самые молодые - примерно 1300 годом нашей эры. Однако даты неравномерно распределены по тысячелетиям, что вызывает вопросы о том, были ли условия окружающей среды в одни периоды более вероятными для сохранения упавших стрел, чем в другие времена. Пики и спады в оленеводческой деятельности также могли сыграть свою роль.
В некоторых случаях сохранились наконечники стрел из различных материалов, включая кость, сланец, железо, кварцит и один из панцирей мидий. Некоторые наконечники стрел даже сохраняют шпагат и смолу, которыми они крепятся к деревянному древку.
Основываясь на почти 300 образцах оленьих рогов и костей, также выделяемых льдом, и на том факте, что олени все еще часто встречаются в этом районе, археологи уверены, что этот район на протяжении тысячелетий служил ключевым местом охоты.
Среди других артефактов с этого места - прекрасно сохранившаяся 3000-летняя обувь и ткани, которые, по словам археологов, могли использоваться для упаковки мяса.
Находки представляют собой «сокровищницу», - говорит Уильям Тейлор из Университета Колорадо в Боулдере, который не участвовал в работе. Он отмечает, что очень необычно восстановить так много артефактов от таяния льда в одном месте. «Если повезет, можно ожидать нескольких вещей», - говорит он. «Это крайне редко и чрезвычайно важно».
Поскольку лед, удерживавший артефакты, со временем смещался и деформировался, стрелки перемещались из мест, где они изначально упали. По словам Ларса Хольгера Пилё из Департамента культурного наследия Совета графства Иннландет, Норвегия, который является одним из соавторов статьи, трудно сделать слишком много выводов о связанной с ними деятельности.
«Лед - хранитель артефактов, но в то же время разрушитель истории», - говорит он.