Найти в Дзене
Другой путь

Васильевский Мох. Забросили ж/д с посёлком в конце. 10 лет без поездов. Вернётся ли сюда жизнь, пойдёт ли снова торфяной экспресс

Васильевский Мох Тверской области. Один из многих умирающих посёлков в регионе. И остался бы он, как сотни других, без нашего внимания, когда бы сюда не вела тупиковая железнодорожная ветвь. Подобных мест в стране не так много и каждое из них уникально. Построенная ещё в начале 20 века для помощи в освоении местных торфяных месторождений, с ликвидацией производств ЖД осталась не у дел, поржавела и обветшала, убыточные пассажирские рейсы отменены. Половина ветки вообще уже зарастает кустами. Но она ещё существует, а значит остаётся шанс на светлое будущее у бывшего посёлка торфянников. В публикации представлена прогулка по ветке, с рассказом о прошлом и настоящем, а также несколько слов о перспективах. Наш путь начинается на станции ДорошИха, расположенной на главной магистрали страны - железной дороге Москва - Санкт-Петербург. Это северный пригород Твери. Мимо пролетают высокоскоростные "Сапсаны", но они здесь не останавливаются, впрочем как и другие поезда дальнего следования. Тем н

Васильевский Мох Тверской области. Один из многих умирающих посёлков в регионе. И остался бы он, как сотни других, без нашего внимания, когда бы сюда не вела тупиковая железнодорожная ветвь. Подобных мест в стране не так много и каждое из них уникально.

Построенная ещё в начале 20 века для помощи в освоении местных торфяных месторождений, с ликвидацией производств ЖД осталась не у дел, поржавела и обветшала, убыточные пассажирские рейсы отменены. Половина ветки вообще уже зарастает кустами. Но она ещё существует, а значит остаётся шанс на светлое будущее у бывшего посёлка торфянников.

В публикации представлена прогулка по ветке, с рассказом о прошлом и настоящем, а также несколько слов о перспективах.

Наш путь начинается на станции ДорошИха, расположенной на главной магистрали страны - железной дороге Москва - Санкт-Петербург. Это северный пригород Твери.

Мимо пролетают высокоскоростные "Сапсаны", но они здесь не останавливаются, впрочем как и другие поезда дальнего следования.

Тем не менее, на станции имеется небольшой уютный вокзальчик, которым пользуются пассажиры пригородных электричек. Радует, когда на маленьких станциях открыты вокзалы. Ещё 10 лет назад им могли воспользоваться и пассажиры поездов на Васильевский Мох... Нам как раз туда - на незаметное, запорошенное зимой восточное ответвление.

Сначала путь идёт по окраинным городским микрорайонам, посёлкам и промзонам. Виды здесь не лишены своеобразной красоты и эстетики, а разнообразия добавляют недействующие остановочные пункты.

Но совсем скоро он выйдет за пределы городской застройки, что сделает виды ещё живописнее. Живя в городе здесь даже хорошо просто погулять.

О.п. Литвинки.
О.п. Литвинки.

На первых километрах накат пока есть, т.к. туда сюда, как капилляры иногда отпочковываются подъездные пути к нескольким действующим предприятиям. Маневровый тепловоз с парой вагонов - обычная картина, может разве что, не каждый день.

-5

Вдоль линии периодически возникает старинный заборчик середины прошлого века с претензией на архитектурную ценность, органично вписывающийся в пейзаж.

Примерно такие виды открывались бы из окна поезда, идущего из Твери, если сидеть по левую сторону.
Примерно такие виды открывались бы из окна поезда, идущего из Твери, если сидеть по левую сторону.

"Шаблино" - сказал бы автоматический информатор современного поезда - "Следующая остановка Доронинская. Осторожно двери закрываются" ...

Неподалёку расположен большой дачный массив, который генерировал серьёзный пассажиропоток - посмотрите какая длинная платформа! И расположена она довольно удачно.

А 100-метровый красавец-мост через реку Тверца, протекающую в километре отсюда и когда-то, кажется, судоходную. Пожалуй, главная достопримечательность по пути.

-8

С момента постройки ветки в 30-е годы через данный мост активно ездили пассажирские и грузовые. Курсировало до 6 пар пассажирских поездов. Каждый из которых мог состоять из 8-10 вагонов. Но шли годы, количество вагонов сокращалось, потом решили сократить и кол-во поездов. В конце концов до нуля.

В последние годы существования пассажирского дошло до 2-3 рейсов в день только в летний период. Однако в поездах было не менее двух вагонов, а значит народ всё-таки ездил.

Сейчас мостом пользуются исключительно пешеходы.

Схема направления в Яндекс-расписаниях.
Схема направления в Яндекс-расписаниях.

До конца осталось две остановки.

Железная дорога Дорошиха - Васильевский Мох.
Железная дорога Дорошиха - Васильевский Мох.

Ключевая станция в этих краях - Доронинская. Бывший узел четырёх направлений. Да, у нашего тупика существовали серьёзные ответвления. Линия на Оршу (была даже больше нашей; разобрана). И линия на станцию Силикатная, которая всё ещё действует. Та ветка совсем волшебная и достойна отдельной публикации. Сейчас грузопоток в несколько вагонов за неделю генерирует один(!?!) завод. Ветка дышит на ладан в прямо и переносном смысле. Ограничение скорости 10 км\ч.

Узловая станция Доронинская.
Узловая станция Доронинская.

Дальше, на Васильевский Мох поезда не ходят. Никакие. Совсем. Как доказательство этому, заросшая платформа остановочного пункта Завод "Метиз", названная так "в честь" соседствующей исправительной колонии, заключённые которой заняты в металлообработке. На старых фото платформы можно было увидеть большой металлический павильон. В данный момент времени он отсутствует. Не иначе металлисты постарались, как ещё до рельс не добрались... (Населённый пункт при колонии называется посёлок Металлистов).

О.п. Завод "Метиз".
О.п. Завод "Метиз".

Что удивляет, несмотря на прекращение движения, в автоматах и кассах Твери до сих пор можно приобрести билет до сюда и других станций, расположенных на ветке.

Упомяну также, что в Википедии она вообще значится разобранной. Информация в Вики зачастую требует проверки.

(В комментариях сообщают что исправили, спасибо за своевременное реагирование.)

Вот и Васильевский Мох в тупике. Когда-то большой посёлок, с значительной отгрузкой и пассажиропотоком, а сейчас захудалое место безо всяких перспектив.

С уходом поездов качество жизни в посёлке несомненно ухудшилось. По сравнению с лучшими временами здесь осталось половину жителей. На улицах уныло, но прогуляться будет интересно.

Вернёмся на станцию. Она здесь главная достопримечательность. Пассажирские поезда не появлялись во Мхе с 2013 года, грузовые перестали ходить чуть позже.

Спустя годы забвения станция Васильевский Мох естественно выглядит запущенно, ветхо и глухоманно. Но не лишена душевности.

Стрелочный пост в горловине.
Стрелочный пост в горловине.

Имеется сверхдлинная (вагонов на 15) пассажирская платформа сильно изогнутой формы, здание вокзала сталинских(?) лет. Есть небольшое "депо" на пару мест, багажное отделение. Все стрелки ручные.

-16

Вокзал заколочен и зарастает. Другие постройки тоже обветшали. Депо разгромлено.

Но чудесным образом здесь продолжают светиться огни светофоров. Видно, что за станцией всё же следят. Пути окошены, на некоторых предметах видна свежая краска. Видимо, железнодорожники приезжают сюда на автотранспорте, имея приказ поддерживать станцию в "рабочем" состоянии.

Станция Васильевский Мох. 2020 год.
Станция Васильевский Мох. 2020 год.

Кроме того, есть и более обнадёживающие данные о том, что вокзал Васильевского Мха ещё сможет принимать поезда. Именно поэтому ветку не разбирают.

В начале нынешнего года одно тверское издание опубликовало со ссылкой на РЖД следующую информацию:

... в настоящий момент железнодорожники ведут переговоры с региональным министерством о запуске пригородного поезда на участке Тверь – Доронинская. Решение о сохранении участка Доронинская – Васильевский Мох будет приниматься на выездном совещании, которое состоится после нормализации эпидемиологической обстановки.

http://www.karavantver.ru/zheleznodorozhnaya-vetka-doroshiha-vasilevskij-moh-chto-s-nej-stanet/
-19

Косвенными фактами, подтверждающими данные намерения можно считать отремонтированные платформы на Горбатке и Доронинской. А также опрос жителей на официальном интернет-ресурсе правительства области, где абсолютное большинство проголосовавших высказались за возобновление маршрута.

Решение запускать поезд только до Доронинской во всех смыслах половинчатое. Пассажиропоток не будет большим. Ведь основное население на ветке, не считая пригорода Твери, сосредоточено на конечной и о.п. Завод "Метиз". Д. вообще чисто техническая станция среди леса.

Послушайте людей! Верните поезд до В. Мха!

Тупик. Раньше рельсы уходили дальше,  там колея сменялась на 750 мм, но это уже другая история...
Тупик. Раньше рельсы уходили дальше, там колея сменялась на 750 мм, но это уже другая история...

Смеркается. Хочется сесть на скамью и ждать, когда тепловоз с зажжёнными огнями таинственно подползёт сквозь лесистые закоулки, стуча на стыках. Погрузиться в поезд и, прислонившись головой к прохладному стеклу, задумайся о чём-то вечном... да так и уехать обратно.

-21

Сколько ещё протянет ветка. Придёт ли снова поезд в В.Мох или хотя бы Доронинскую? Время покажет.

Будем надеяться, что истосковавшиеся по поездам рельсы примут состав, а жители деревень и посёлков ещё услышат заветный гудок. Главное, что бы это не был сигнал поезда "разбиральщиков". Спасибо.

Смотрите также:

Умирающая железная дорога в Черноземье. Поезд (один вагон) только летом и то не каждый день. Богоявленск - Челновая.