Найти в Дзене
Другой путь

Умирающая железная дорога в Черноземье. Поезд (один вагон) только летом и то не каждый день. Богоявленск - Челновая

Тупиковая железнодорожная линия в Сосновку была построена ещё до первой революции. Она буквально вдохнула туда новую жизнь. В современных реалиях ветка стала малодеятельной и всё больше угасает.

У подобных тупичков есть что-то завораживающее, доброе и до боли родное. Однако, каждый год может стать последним для многих из них. Отправляясь в Тамбовщину, я воспользовался моментом и проехал на редком поезде по заросшей одноколейке.

Все фото в публикации автора, если не указано иное.
Все фото в публикации автора, если не указано иное.

С мая по сентябрь на узловой станции Богоявленск в некоторые дни можно увидеть маленький рельсовый автобус.

Рано утром он выходит из депо Тамбов, почти без остановок мчит по двухпутной скоростной магистрали, чтобы наконец, приняв пассажиров, уйти на глуховатое восточное ответвление.

Слева наш вагончик, справа электричка на Мичуринск.
Слева наш вагончик, справа электричка на Мичуринск.

Посадка внезапно оказалась значительная. Вагонный кассир торопилась обилетить несколько десятков пассажиров. Думалось: "куда спешить? впереди ещё час-полтора пути..." А вот куда. Почти все пассажиры сошли на первой остановке.

О. п. 8 километр, дачный посёлок.
О. п. 8 километр, дачный посёлок.

Воцарилась спокойная и приятная атмосфера. Её сложно охарактеризовать, думаю следует придумать отдельное слово, которое будет значить "атмосфера в пустовозе на глухой линии". В общем, стало чудо как уютно. Вагончик тихо покачивается, рельсы поют свою песню или не рельсы?...

Кто ездил так, поймёт...

Внутри поезда.
Внутри поезда.

Поезд ползёт дальше. Может быть на следующих остановочных пунктах пассажиров добавится?

О. п. 9-ый километр, кажется им давно никто не пользовался, платформа заросла травой.
О. п. 9-ый километр, кажется им давно никто не пользовался, платформа заросла травой.

В отчётах РЖД говорится о глубокой убыточности пригородных перевозок в частности и о необходимости оптимизации подобных линий в целом. А что мы видим здесь? Светодиодные фонари, работающие от аккумуляторов на солнечных батареях у платформ, где никто уже давно не садиться и не выходит. Но соль даже не в этом, а в том, что единственный поезд имеет тут остановку только в светлое время! Новые пассажирские "нанопавильоны" и брендированные таблички меркнут по сравнению с таким расточительством.

А за окном зелёная лесостепь. Большую часть пути она, правда, скрыта лесополосой.
А за окном зелёная лесостепь. Большую часть пути она, правда, скрыта лесополосой.

Следующая остановка 12-ый километр на местности никак не выделяется и, если бы кто-то захотел воспользоваться поездом, он явно был бы дезориентирован. Похоже, в этом году таких желающих не было.

О.п. 12 км. То, что поезд остановился можно распознать по открытым дверям. Если не знать этого, подумаешь, что фотография сделана во время движения.
О.п. 12 км. То, что поезд остановился можно распознать по открытым дверям. Если не знать этого, подумаешь, что фотография сделана во время движения.

В незапамятные времена по ветке ходило аж два пассажирских поезда в день о десяти - двенадцати вагонах, много грузовых. Кипела жизнь. Сейчас всё по другому.

О.п. 18 километра.
О.п. 18 километра.

О.п. 18 км послужил своей прямой цели. Здесь вышла древняя старушка и поковыляла до своей родной деревни Хоботец (?) . Населения там не осталось, она планировала вернуться к обратному рейсу.

Местные по старой традиции называют данный поезд "Максимка", вероятно смысл этого наименования теряется в эпохе пара, тогда здесь ходили паровозы типа М, однако есть ещё несколько занятных версий.

Через час с небольшим и 34 километра пути пребываем на станцию Старое Юрьево.

Вагон покидают 3 человека. Вот и все  пассажиры райцентра на это субботнее утро.
Вагон покидают 3 человека. Вот и все пассажиры райцентра на это субботнее утро.

А дальше поезд не пойдёт. С некоторых пор маршрут обрезан по середине ветки, что не удивительно при таком пассажиропотоке.

На станции остался только один сквозной путь, поэтому вагон загоняют в тупик - ну мало ли кто-нибудь захочет проехать дальше... или из Челновой что-то поедет. Вряд ли, однако правила, есть правила.
На станции остался только один сквозной путь, поэтому вагон загоняют в тупик - ну мало ли кто-нибудь захочет проехать дальше... или из Челновой что-то поедет. Вряд ли, однако правила, есть правила.

Восточная горловина станции Старое Юрьево.
Восточная горловина станции Старое Юрьево.

Тамбовщина довольно пасторальный край. На протяжении долгих лет здесь развивалось, в основном, сельское хозяйство. Так осталось и поныне. И пейзажи соответствующие - на велосипеде я проехал до конца нашей ветки.

Красавец мост "анженерной" работы через реку Лесной Воронеж главная техническая достопримечательность железной дороги. Построен, видимо, до революции. Клёпанный.
Красавец мост "анженерной" работы через реку Лесной Воронеж главная техническая достопримечательность железной дороги. Построен, видимо, до революции. Клёпанный.
В населённом пункте рядом с О.п. 35 км.
В населённом пункте рядом с О.п. 35 км.

Ещё одно фото моста. Не правда ли красивый?
Ещё одно фото моста. Не правда ли красивый?

По пути встречаются странные названия по типу: Вторые Левые Ламки, Третьи Левые ламки, Правые ламки и т.д. В одной из деревень есть бывшая станция.

Кстати, у этих краёв интересная история: борьба с татарами, центр хлыстовщины и скопчества, Антоновское антисоветское восстание - наиболее яркие темы для рассмотрения.

Вот и рабочий посёлок Сосновка в тупике линии. Когда-то богатое село с огромной отгрузкой, значимый торговый центр, а сейчас захудалый городок почти безо всякого производства. Типовой советский вокзал оказался настолько скучным, что я "забыл" его запечатлеть. Любопытно было бы взглянуть на старую постройку.

Пассажирские поезда не появлялись здесь с начала 10-ых, да и грузовые вагоны не особо жалуют станцию. Сообщают, например, что зимой движение полностью отсутствует.

Сколько ещё протянет ветка. Пойдёт ли Максимка в этом году? Время покажет. Пожелаем линии долгих лет и процветания Черноземью.

Отдельное спасибо локбригаде, благодаря которой удалось сделать уникальные снимки. 2018 год.

Смотрите также: Самая глухая железная дорога европейской России. Брусничная - Лендеры.