Тупиковая железнодорожная линия в Сосновку была построена ещё до первой революции. Она буквально вдохнула туда новую жизнь. В современных реалиях ветка стала малодеятельной и всё больше угасает.
У подобных тупичков есть что-то завораживающее, доброе и до боли родное. Однако, каждый год может стать последним для многих из них. Отправляясь в Тамбовщину, я воспользовался моментом и проехал на редком поезде по заросшей одноколейке.
С мая по сентябрь на узловой станции Богоявленск в некоторые дни можно увидеть маленький рельсовый автобус.
Рано утром он выходит из депо Тамбов, почти без остановок мчит по двухпутной скоростной магистрали, чтобы наконец, приняв пассажиров, уйти на глуховатое восточное ответвление.
Посадка внезапно оказалась значительная. Вагонный кассир торопилась обилетить несколько десятков пассажиров. Думалось: "куда спешить? впереди ещё час-полтора пути..." А вот куда. Почти все пассажиры сошли на первой остановке.
Воцарилась спокойная и приятная атмосфера. Её сложно охарактеризовать, думаю следует придумать отдельное слово, которое будет значить "атмосфера в пустовозе на глухой линии". В общем, стало чудо как уютно. Вагончик тихо покачивается, рельсы поют свою песню или не рельсы?...
Кто ездил так, поймёт...
Поезд ползёт дальше. Может быть на следующих остановочных пунктах пассажиров добавится?
В отчётах РЖД говорится о глубокой убыточности пригородных перевозок в частности и о необходимости оптимизации подобных линий в целом. А что мы видим здесь? Светодиодные фонари, работающие от аккумуляторов на солнечных батареях у платформ, где никто уже давно не садиться и не выходит. Но соль даже не в этом, а в том, что единственный поезд имеет тут остановку только в светлое время! Новые пассажирские "нанопавильоны" и брендированные таблички меркнут по сравнению с таким расточительством.
Следующая остановка 12-ый километр на местности никак не выделяется и, если бы кто-то захотел воспользоваться поездом, он явно был бы дезориентирован. Похоже, в этом году таких желающих не было.
В незапамятные времена по ветке ходило аж два пассажирских поезда в день о десяти - двенадцати вагонах, много грузовых. Кипела жизнь. Сейчас всё по другому.
О.п. 18 км послужил своей прямой цели. Здесь вышла древняя старушка и поковыляла до своей родной деревни Хоботец (?) . Населения там не осталось, она планировала вернуться к обратному рейсу.
Местные по старой традиции называют данный поезд "Максимка", вероятно смысл этого наименования теряется в эпохе пара, тогда здесь ходили паровозы типа М, однако есть ещё несколько занятных версий.
Через час с небольшим и 34 километра пути пребываем на станцию Старое Юрьево.
А дальше поезд не пойдёт. С некоторых пор маршрут обрезан по середине ветки, что не удивительно при таком пассажиропотоке.
Тамбовщина довольно пасторальный край. На протяжении долгих лет здесь развивалось, в основном, сельское хозяйство. Так осталось и поныне. И пейзажи соответствующие - на велосипеде я проехал до конца нашей ветки.
По пути встречаются странные названия по типу: Вторые Левые Ламки, Третьи Левые ламки, Правые ламки и т.д. В одной из деревень есть бывшая станция.
Кстати, у этих краёв интересная история: борьба с татарами, центр хлыстовщины и скопчества, Антоновское антисоветское восстание - наиболее яркие темы для рассмотрения.
Вот и рабочий посёлок Сосновка в тупике линии. Когда-то богатое село с огромной отгрузкой, значимый торговый центр, а сейчас захудалый городок почти безо всякого производства. Типовой советский вокзал оказался настолько скучным, что я "забыл" его запечатлеть. Любопытно было бы взглянуть на старую постройку.
Пассажирские поезда не появлялись здесь с начала 10-ых, да и грузовые вагоны не особо жалуют станцию. Сообщают, например, что зимой движение полностью отсутствует.
Сколько ещё протянет ветка. Пойдёт ли Максимка в этом году? Время покажет. Пожелаем линии долгих лет и процветания Черноземью.
Отдельное спасибо локбригаде, благодаря которой удалось сделать уникальные снимки. 2018 год.
Смотрите также: Самая глухая железная дорога европейской России. Брусничная - Лендеры.