Найти тему

ТОП 5 ошибок стартапов и как их избежать

Оглавление

Проблема №1. Не важно какой стартап ты хочешь создать. Важно - с кем!

Обычно, основатель - предприниматель-визионер, который хочет реализовать свою бизнес-идею. Однако главная проблема - некому воплотить задуманное в жизнь. Поэтому основатель прибегает к следующим шагам:

  • пытается реализовать идею самостоятельно с помощью простых технических решений;
  • нанимает агенцию на аутсорсе;
  • сотрудничает с фрилансерами, которые помогают создать первичную версию продукта.

Как решить?

Проект лучше начинать с поиска правильных партнеров для бизнеса, потому что ни один из вышеуказанных шагов не является эффективным с точки зрения финансовых инвестиций и времени. Фрилансеры часто пропадают, забывая о договоренностях и работе. Агенции увеличивают прайс в несколько раз и затягивают сроки сдачи. А самостоятельно реализовать задуманную идею часто не получается из-за отсутствия опыта или экспертизы.

-2

Поэтому начинать проект стоит с пункта "КТО?" , а потом уже браться за "ЧТО?" . Оптимальным составом для старта считается команда из двух или трех соучредителей, между которыми распределены роли:

  • СЕО — визия проекта, стратегия развития, customer development, первые продажи продукта, нетворкинг, партнерство, бизнес-модель, финансы и инвестиции;
  • СТО — техническая архитектура и реализация продукта, тестирование, в идеале еще и базовые навыки дизайна;
  • СМО (иногда эту роль берет на себя СЕО) — разработка и реализация стратегии продвижения проекта, интерфейсная коммуникация, тестирование рекламных кампаний и контроль юнит-экономики.

Проблема №2. Найти надежного партнера сложнее, чем хорошую жену!

-3

Партнерство лишает владельца от чувства одиночества, когда много советчиков, но не с кем разделить все риски пополам и на равных. Однако поиск будущих партнеров обычно занимает слишком много усилий и времени.

Где искать партнеров?

Поиск среди знакомых. Чем сейчас занимаются бывшие одноклассники или однокурсники из университета? А как насчет друзей в Facebook или Linkedin? Среди них вполне могут быть технические специалисты и маркетологи с достаточным опытом для запуска собственного проекта. Рекомендуем поделиться информацией о поиске партнеров с вашим окружением. Часто это приносит неожиданные результаты.

Хакатоны. Один из самых эффективных способов поиска партнеров. Зарегистрируйте свою идею в ближайших хакатонах в вашем городе. Подготовьте питч, чтобы собрать вокруг идею единомышленников и попробуйте реализовать первую версию проекта в ограниченное время - обычно за 48 часов. Именно с хакатонов начались некоторые известные проекты: MSQRD, Mars Hopper, Сarousell и др.

-4

Конференции. Например, "Меня зовут Иван Петренко. Восемь лет занимаюсь AgroTech. В настоящий момент занимаюсь разработкой проекта в сфере технологий земледелия. Если вам также интересно данное направление, буду рад пообщаться в кулуарах после конференции" .

Специализированные сервисы поиска партнеров. Эта проблема действительно актуальна, поэтому появляются тематические платформы поиска партнеров.

Проблема №3. Переоценка размеров рынка.

Недостаточный размер рынка является одной из самых популярных причин закрытия стартапов. Иногда проблема, которую желает решить команда стартапа, оказывается надуманной. Иногда аудитория с этой проблемой есть, но ее объем слишком мал для окупаемости вложенных командой инвестиций.

-5

Часто проекты фокусируются только тна локальный рынок (например, на российский). Однако локальный рынок для большинства ниш есть недостаточным для значительного масштабирования проекта. Инвесторы также обращают внимание на проекты с глобальными амбициями, поэтому привлечь инвестиции в локальный проект - то еще задание.

Как решить?

Команде перед написанием первого рядка стоит прикинуть TAM/SAM/SOM и хотябы на базовом уровне оценить потенциальный масштаб рынка. Стоит определить сколько клиентов и в каком объеме на рынке требуют продукты, которые находятся в той же категории, что и продукт, который планируется.

  • TAM (Total Addressable Market) — общий объем целевого рынка.
  • SAM (Served/Serviceable Available Market) — доступный объем рынка.
  • SOM (Serviceable & Obtainable Market) — реально досягаемый объем рынка.

Проблема №4. Избегать общения с клиентами!

-6

Часто стартаперы не знают про customer development ( подход к созданию и развитию бизнеса, где самым важным активом компании являются клиенты и отношения с ними) и его важность, потому и создают проект "для себя". Тоесть придумывают новый функционал и разрабатывают его интуитивно. А потом понимают важность диалога с потенциальными клиентами продукта. Тогда приходится значительно дорабатывать продукт.

Проблема №5. Откладывать монетизацию на потом!

Неоднократно слышали от предпринимателей высказывание: “Сначала соберем аудиторию проекта, а потом уже придумаем, как на этом зарабатывать”. Естественно, без пользователей о монетизации говорить и не стоит. Однако большая посещаемость сайта или мобильного приложения не гарантируют достаточный уровень прибыльности бизнес-модели.

-7

Как решить?

Смело эксперементируйте с различными схемами монетизации пока не разарботаете бизнес-модель, которую можно масштабировать с помощью платных каналов маркетинга.

Все проекты запускайте сращу с монетизацией, потому как "денежное голосование" является лучшим доказательством создания ценного продукта для потребителей. Важно тестировать монетизацию на самом старте проекта. Также рекомендуем разработать детализированную финансовую модель с прогнозом ключевых показателей продукта на 3-5 лет. Это помогает руководить бизнесом на основе цифр, а не интуиции.