Город Чехов и его район находится в 52 километрах от Москвы. Здесь есть интересные места, связанные с культурой и историей России, и целая россыпь прекраснейших храмов и монастырей.
Погост Сокольниково существовал в 16 веке, но во времена смуты опустел. Как написано в записях того времени: «пустошь что был приходной погост на речке Люторице, а на погосте церковь Воздвижения Честного Креста деревянная стоит без пения, ветха и обвалилась, а у церкви место попово и пономарево».
Только в 1823 году был обновлён фундамент на каменных, а крыша деревянная стала железной, наружные стены покрашены, а иконостас обновлён. А летом 1847 на новом месте начали строить каменную церковь. Новый храм в виде кирпичного четверика с одним ярусом окон, украшенных наличниками с полуколоннами и массивной купольной ротондой, так же трапезная соединяла храм с четырёхъярусной колокольней. После завершения строительства храм обнесли оградой с металлическими решетками и красивыми воротами.
В советское время храм сильно пострадал, был закрыт в 1930-е года, после в нем было устроено зернохранилище. А в 1994-ом богослужения были возобновлены. В декабре 1999 г. над храмом засиял новый позолоченный крест и зазвучало церковное било.
Пустынь преподобного Давида расположена на холмистом берегу реки Лопасни, в 23-х километрах от города Серпухова. Основан монастырь в 1515-ом году, а в 2015 отметил своё пятисотлетие.
Основатель Вознесенской Давыдовой пустыни - преподобный Давид, мощи которого хранятся в обители. Несколько раз за историю существования монастырь разорялся и снова восставал из пепла, как Феникс.
В 1619 веке обитель была разорена литовцами и поляками. Михаил Федорович Романов в 1625 году даровал пустыни грамоты и льготы. Наступили благоприятные времена для монастыря, появилась в Москве приходская церковь на Ордынке, часовня на Арбате, кроме того, подворья в Серпухове и Коломенском уезде. Но дальше наступают тяжёлые годы для обители. Требовались средства для обновления монастыря. В 19-ом веке пустынь получала от прихожан щедрые пожертвования, в этот период монастырь особенно приукрасился. В 1900 закончилось строительство собора Всемилостивого Спаса. Пустынь закрылась в 1920-х годах. И только в 1992 году началось восстановление монастыря.
На территории монастыря - шесть церквей, надкладезная часовня, церковная лавка, настоятельский и братский корпуса, воскресная школа, скотный двор, некрополь, пруд и хозяйственные постройки, а доминантой монастырского архитектурного ансамбля является колокольня. Выполнена она в русско-византийском стиле. Фасад украшен декоративными наличниками, кокошниками и нитками с филенками. Второй ярус колокольни - восьмигранный - имитирует ярус звона, это было характерно для древних колоколен. Колокольня была построена в XIX веке на месте старой. Раньше створки ворот представляли собой огромную икону Вознесения Господня и открывались только один раз в году на 40-й день после Пасхи.
Небольшое село Талеж, расположенное рядом с подмосковным городом Чехов. Первое упоминание о Талеже относится к 1328 году и встречается в духовной грамоте великого князя Ивана Калиты. В 18 веке Талеж перешел во владение графа Владимира Орлова, который спустя некоторое время построил здесь Храм Рождества Богородицы.
Талеж был переименован и его стали называть Нерастенное. Получила местность такое название благодаря Екатерине II, которая остановилась однажды переночевать в Талеже и, уезжая, сказала: «С этими местами невозможно расстаться».
Подворье Вознесенской Давыдовой пустыни состоит из двух частей: храм Рождества Пресвятой Богородицы (в восточной части села), храм и источник преподобного Давида (в центре села).
После революции службы в храме велись до 1939, а источник пришел в запустении. Службы возобновились только в 2011 году.
Святой источник имеет историческое название Венец, пошло оно то ли от «венчания», то ли от «венца» - сбор урожая в сентябре, когда начинался сезон свадеб.
О нем сложено множество легенд. Одна из них гласит, что с древних времён рос в овраге большой дуб, почитаемый местными жителями, исповедовавшими язычество. Но вот пришло христианство на эти земли и жителей стали обращать в новую веру. Не всегда подданные новообращённых князей были рады этому событию. Назревал открытый религиозный конфликт, но вмешались высшие силы. Разразилась гроза, молнии были в людские жилища.
Утром жители селения пошли к своему защитнику дубу, но из обгоревших остатков гигантского дерева бил сильный родник. В нём и окрестили всех жителей. А родник стали считать святым.
Трудно поверить, что несколько десятилетий назад это почитаемое место было почти заброшено, а его благоустройство началось лишь в 1995 году.
(С)Ангелина Бржевская