Величайший отечественный режиссер-мультипликатор, один из основателей российской кукольной (объёмной) мультипликации Роман Абелевич Качанов родился в Смоленске в 1921 году. Жизнь маленького Ромы, призванием которого позже стала забота о счастливом детстве ребят по всей стране, была непростой. Видимо, поэтому многие его работы, полные философских размышлений, иногда навевают светлую грусть, которую все больше замечаешь с возрастом.
Мать мальчика умерла, когда ему было всего 12 лет. Воспитанием Ромы и его сестры Маши занимался отец Абель Менделевич, работавший сапожником. Жили трудно. Из видеовоспоминаний сына режиссёра можно узнать, что денег в семье отца катастрофически не хватало и будущий мультипликатор, еще учась в средней школе, подрабатывал нанесением татуировок бывшим заключенным. Способностей хватало работать без трафарета…
Впрочем, это занятие было обусловлено лишь острой необходимостью. Юноша совершенствовал свои навыки и в академическом рисунке: в возрасте 17 лет он успешно оканчивает изостудию при Дворце пионеров, а в 1939-м поступает на строительный факультет в МИИТ. Но в тот роковой год, когда казалось, что впереди еще целая жизнь, планы всей молодежи страны резким взмахом перечеркнула хладнокровная рука войны. Первокурсником Романа отправляют в лётное училище в Красноярск и ставят перед фактом: теперь он второй пилот на истребителях.
Но жизнь готовила еще одно испытание. В 1940 году самолёт Качанова попадает в аварию. Первый пилот погибает на месте, а сам Роман оказывается в госпитале с тяжёлым ранением. Командование уже вызвало отца и сестру: 19-летний Качанов был при смерти, врачи предлагают попрощаться с семьей. Но юный организм смог выкарабкаться, Качанов идет на поправку, однако встреча с родными и правда оказалась последней: двое самых близких ему людей погибают в оккупированном Смоленске.
Ещё до демобилизации в 1946 году Роман Качанов решает связать свою жизнь с кино, для чего переводится на службу в киностудию Министерства обороны в Болшево. Затем заканчивает курсы художников-мультипликаторов при киностудии «Союзмультфильм», где и остается работать ассистентом режиссера. В 1958 году Качанов совместно с Анатолием Карановичем выпускают первый мультипликационный фильм – «Старик и журавль», а год спустя – тонкую поэтическую картину по сценарию турецкого поэта Назыма Хикмета «Влюбленное облако», получившую призы на международных фестивалях. Сам Роман Качанов так рассказывал о своей работе:
«Это было в годы войны. Нам показали американский фильм, в котором рассказывалось о преимуществах автопилота перед ручным управлением. В фильм была вкраплена мультипликация. В голове сидящего за штурвалом летчика вдруг возникает дымящаяся на сковородке яичница. Самолет начинает вилять, но вот яичница пропадает, и самолет снова летит ровно. Затем в воображении пилота возникает образ переодевающейся девушки. Самолет начинает петлять всё сильнее и сильнее и врезается в гору. Эта наивная мультипликация повергла меня в изумление. Я подумал, как замечательно было бы, если бы я смог оживить собственные рисунки и шаржи».
Забавно, но мир оказался действительно тесен. Однажды на студию «Союзмультфильма» приехали ведущие мультипликаторы Диснея – Оли Джонстон и Фрэнк Томас. Во время беседы Качанов упомянул про первую увиденную им мультипликацию и пересказал историю с пилотом. Тогда Джонстон резко поменялся в лице и удивленно воскликнул: «Этот сюжет сделал я!»
В самостоятельное режиссерское плавание Роман Качанов отправился в 1960 году, став режиссером мультфильма «Машенька и медведь». Роль Медведя также озвучивал наш земляк Анатолий Папанов, и это был, кстати, первый герой, которому актер подарил свой голос.
В 1967 году Качанов снимает свою гениальную «Варежку» — пронзительный, чистый фильм об одиночестве и непонимании. В этой 10-минутной картине не произносится ни одного слова, да и действия в ней совсем немного, но «Варежку» полюбили и добрые зрители — дети, и строгие — критики и жюри кинофестивалей.
Вскоре Качанову случайно попадается книга малоизвестного тогда писателя Эдуарда Успенского. История про странного лопоухого зверька и его друга-крокодила так понравилась режиссеру, что он принес ее на студию, показал художнику-постановщику Леониду Шварцману и просто сказал: «Давай будем делать мультфильм». Так это все и начиналось...
Есть две важные проблемы, которые встают передо мной, когда я принимаюсь за постановку фильма. Это проблема сказки и проблема смешного. Меня привлекает в сказке не феерия и не превращения, а обыденное, узнаваемое. И юмор. Он обязателен в каждом мультфильме, независимо от его содержания. Смешное я ищу в серьезном. В повести Эдуарда Успенского мне понравился город, в котором жили вместе люди и звери. Вот так, запросто, моим соседом по дому мог оказаться крокодил, который работает в зоопарке. И мы сняли три фильма про Чебурашку и крокодила Гену.
Поразительно, но на «Союзмультфильме» картину сочли неудачной, а съемочную группу даже лишили премии! Но фильм всё-таки вышел в 1970 году, а его успех был полным и безоговорочным. И он остается любимым мультиком тысяч детей и взрослых до сих пор. Когда в 2012 году фигурки главных героев решили продать на аукционе, развернулась настоящая контроперация. Десятки людей обратились к министру культуры с просьбой запретить выставлять Гену с Чебурашкой на торги, а несколько бизнесменов даже выразили готовность выкупить их и передать государству. Кукол смогли отстоять.
Но у Чебурашки нашлись друзья не только на родине. В 2001 году оригинальный мультфильм показали в Японии, и успех его был так велик, что в 2004 году токийское телевидение купило у Эдуарда Успенского и Леонида Шварцмана права на использование образа Чебурашки. Он стал героем 50-серийного японского развлекающего и обучающего мультсериала. А в 2013-м году японский режиссер Макото Накамура снял полнометражный ремейк советского мультфильма (и, стоит отметить, весьма достойный).
Режиссёр Макото Накамура намеренно сделал выбор в пользу кукольной анимации, а не более простого в исполнении способа — компьютерной графики. По его мнению, «в кукольной анимации присутствует особенный неповторимый шарм и, в отличие от компьютерной графики, куклы — это реально существующие вещи, в которые вдохнули "жизнь" с помощью движения, именно поэтому на экране они воспринимаются иначе».
Как режиссёр, автор сценария и художник Качанов участвовал в создании более чем 60 мультипликационных фильмов. Кстати, киножурнал «Весёлая карусель» – это тоже его идея. Мастер блистательно работал как в кукольной анимации, так и в рисованной. Такие разные фильмы, как «Шапокляк» и «Тайна третьей планеты», сделал один и тот же человек с интервалом всего в несколько лет! Мультфильм продолжительностью 50 минут про космическое путешествие Алисы рисовали вручную почти три года. Титанический труд был оценён не только Государственной премией СССР, но и небывалым успехом у юной аудитории: уже 37 лет дети по всей стране знают, чем отличается птица-говорун от прочих пернатых. А в дублировании нашего мультфильма охотно принимали участие западные звёзды: в США Алису озвучивала Кирстен Данст, Говоруна – Джеймс Белуши, в Великобритании профессора Селезнёва озвучивал Робби Уильямс, а во Франции – Жан Рено, в Италии Громозеку подарил свой голос обаятельнейший Адриано Челентано.
Уже после «Тайны третьей планеты», серьёзно заболев, Качанов снимает заключительный фильм тетралогии про ушастого зверька – «Чебурашка идёт в школу». Мастер уйдёт из жизни после тяжёлой болезни 4 июля 1993 года. Киновед Сергей Капков напишет:
«С уходом Романа Качанова популярное кукольное кино прекратило существование. Именно популярное, потому что героев, подобных Чебурашке и старухе Шапокляк, не создал никто, гениальной «Варежке» противопоставить тоже пока нечего... Качанов знал какие-то тайны профессии, доступные только избранным. Бывший боксер, внешне грузный, «глыбоватый» человек с выдающейся челюстью, он был тонким знатоком детской души и ювелиром в своем деле».