Шпионская комедия «Напряги извилины», вышедшая в 2008 году, – кино во многом пародийное, не претендующее на серьезный, вдумчивый просмотр. Да и идея не нова: кинокартина стала ремейком одноименного телесериала 60-х годов, обыгрывавшего в юмористическом ключе культовые шпионские фильмы вроде цикла об агенте 007. Но что же забыл Смоленск в этой типично американской истории? Давайте разбираться.
По сюжету оперативник Максвелл Смарт, роль которого исполнил Стив Кэрелл (помните заносчивого ведущего из фильма «Брюс Всемогущий» с Джимом Керри?), и агент 99 (Энн Хэтэуэй) летят в Россию по поручению американской спецслужбы. Задача – внедриться в преступную московскую группировку «ХАОС», экспортирующую ядерное оружие. По законам жанра их планы нарушают антагонисты, поэтому невезучим шпионам приходится срочно катапультироваться. И как думаете, где они приземляются?
Сразу стоит сказать, что съемки этого эпизода проходили в Канаде, так что о достоверности пейзажей говорить не приходится. Вот, к примеру, привычный смоленский ландшафт. Все ведь знают, что Смоленщина стоит на семи горах?
Режиссер картины Питер Сигал изобразил Смоленск небольшой деревенькой, поэтому привычных видов города мы, конечно, не увидим. Захудалая церквушка вместо Успенского собора, несколько российский автомобилей и архитектура в духе сербских поселений – таким предстал перед зрителями типичный город средней полосы России.
А теперь самое интересное. Главные герои, уставшие от суровых будней иностранных агентов, останавливаются в трактире под звучным названием «Минск-Шминск».
Меню заведения отличается модным минималистичным дизайном. Вот только… На его обложке изображена не минская символика, а почти что смоленский герб (действительно, кафе ведь в Смоленске находится)! Правда, пушка и птица Гамаюн отзеркалены, а шапку Мономаха подменила остроконечная корона, но все-таки не узнать его невозможно.
Такой же логотип украшает и бумажные пакеты для еды на вынос.
Взглянем получше на интерьер этого заведения. Кажется, именно так мог бы выглядеть «Русский дворик», если бы его дизайнером стал Питер Сигал. Обратите внимание: на задней стене висит рубель – прародитель стиральной машинки и утюга, который использовали наши предки, а также фольклорный ударный инструмент.
Посетителей кафе (а заодно и смоленских мафиози) сыграли русскоязычные актеры, поэтому обошлось без смешного акцента.
Случайно подслушанный разговор выводит агентов на простого русского, но нехорошего парня Ладисласа Крстика (поверьте, это не последние перлы, связанные с именами). Проследив за бандитскими «жигулями», герои попадают в резиденцию смоленского «крестного отца». И стоит отметить, что приемы мафиозный барон проводит и впрямь шикарные. Это вам не какой-то там «Минск-Шминск».
Что же всем этим хотел сказать режиссер? Конечно, не стоит забывать, что фильм «Напряги извилины» – это прежде всего представитель пародийного жанра. Так что изображение русского города и его жителей является примером так называемой «клюквы». В узком смысле – это отображение самых стереотипных представлений иностранцев о загадочной русской душе в зарубежных фильмах, книгах, играх... Тот самый пресловутый медведь с балалайкой – яркий пример подобного явления.
Чего только стоит отечественное программное обеспечение, которое просит пользователя напечатать пароль на машинке (печатной, видимо), или штаб крупнейшей преступной группировки, замаскированный под пекарню!
А вот и крайне секретная информация, которая хранится на компьютере Ладисласа Крстика. Тут прекрасно все!
Отчего же возник такой комизм? У киностудии Уорнэр Бразэр, снявшей фильм, наверняка нашелся бы русскоговорящий консультант. Быть может, «тарабарский» язык был использован намеренно? Такой информацией мы, к сожалению, не владеем. Но в любом случае Смоленск, в котором роскошные особняки соседствуют со скромными трактирами, в котором мафия разъезжает на «жигулях» с иностранными номерами, а холмы вырастают до размеров гор, выглядит крайне интересно. Так что настоятельно советуем вам взглянуть на знакомый город с нестандартной стороны!