Семлевское озеро – странное, но живописное место. Представьте себе вспаханную округу, островок леса ближе к Старой смоленской дороге, той самой, по которой отходили наполеоновские войска, и в нем — круг водной глади. Цветет багульник, прячутся за листьями горошины черники и клюквы... Найти озеро самому – задача не из простых. Но жители села Семлево привыкли указывать дорогу, ведь уже более двухсот лет сюда стекаются сотни авантюристов со всего мира:
«Летом здесь много кладоискателей бывает. Иностранцы даже приезжают. Немцы у меня дорогу спрашивали, французы... Сокровища, знать, манят, раз издалека едут».
Семлевская жительница говорит о кладе императора Наполеона. Предполагается, что длинный обоз с награбленными в России сокровищами, в том числе крест с колокольни Ивана Великого в Москве, был затоплен наполеоновской армией в Семлевском озере, неподалеку от Вязьмы.
Интриги этой легенде добавил известный английский писатель Вальтер Скотт. В своем 14-томном сочинении «Жизнь Наполеона Бонапарта, императора французов», Вальтер, казалось, приоткрыл завесу тайны:
«Он [Наполеон] повелел, чтобы московская добыча — древние доспехи, пушки и большой крест с Ивана Великого — была брошена в Семлевское озеро как трофеи, которые ему не хотелось отдать обратно и которых он не имел возможно везти с собой».
Известно, что Вальтер Скотт любил точность, а значит факт этот сам выдумать не мог.
То же самое писал в своих мемуарах адъютант Наполеона граф Филипп де Сегюр:
«От Гжатска до Михайловской деревни, расположенной между Дорогобужем и Смоленском, в императорской колонне не случилось ничего замечательного, если не считать того, что нам пришлось бросить в Семлевское озеро вывезенную из Москвы добычу: пушки, старинное оружие, украшения Кремля и крест Ивана Великого».
Первая попытка найти сокровища была предпринята в 30-х годах XIX века смоленским губернатором Николаем Хмельницким, по призванию пиитом и драматургом, в руки к которому просто не мог не попасть труд Вальтера Скотта. Тайна наполеоновского клада всерьез завладела его воображением. К этому времени в его распоряжение попадает еще один документ, подтверждающий реальность написанного Вальтером. Оказывается, еще в 1813 году местный помещик Бирюков «представил в земский суд 40 пушечных лафетов», найденных на полях его семлевского владения.
Сомнений у Хмельницкого не оставалось. Губернатор посылает в Семлево прапорщика строительного отряда Людевича, который обнаруживает в водоеме подозрительную «груду неправильной формы». Чтобы узнать, из какого материала сделаны таинственные предметы, на дно озера спускают небольшой груз. При столкновении раздается звук металла. Гирю поднимают и обнаруживают на ней следы медных частиц. Пушки! Это они!
Хмельницкий ликовал. Зимой 1836 года в озере разбили лед, сделали запруду и откачали на том месте воду. Два десятка дней в лютые крещенские морозы прозябает на льду подполковник Четвериков, присланный в Семлево самим государем. Он зол, ему изрядно надоело это занятие, он торопит события. Наконец вода в срубе вычерпана, на лед извлекают находку... два камня. Это были обыкновенные булыжники.
Но кладоискатели не отчаивались. Накануне 100-й годовщины Отечественной войны окрестности озера тщательно исследовала большая команда кладоискателей-энтузиастов. Они решили не лезть в воду, а поискать на берегу то, что могло свалиться с обоза. И нашли — кусок зеленого сукна и две конские подковы. Не густо, но других обнадеживало. В 1911 году Вяземский комитет по увековечиванию памятников Отечественной войны 1812 года также откопал саблю, обломки повозки и кости лошадей.
Самые массовые поиски шли в 60-х годах прошлого века. Инженеры из научно-исследовательского института гидрогеологии провели химический анализ воды. Оказалось, что в озерной воде содержание золота, серебра, меди, олова, цинка в десять раз выше, чем в речной и колодезной! Залежей металлических руд в районе Семлева нет. Откуда же в озерную воду попали золото и серебро? Ученые пришли к выводу, что источник драгоценных металлов не природный.
И вот в феврале 1979 года на Семлевское озеро прибыла большая экспедиция. Возглавлял ее Станислав Прапор, ученый из Московского института стали и сплавов, опытный спортсмен-подводник. Работа кипела от зари до зари. В ледяную воду опускались аквалангисты. Геологи бурили дно, стараясь напасть на твердые предметы. И натыкались: то были камни, бревна или потерянная буровая штанга.
А летом на озеро приехали инженеры из Таганрога, специалисты по радиотехнике. Они привезли с собой особо чувствительный гидроакустический локатор. Прибор засек какой-то огромный предмет размером с легковой автомобиль. Таганрожцы в шутку назвали его каретой. Потом была обнаружена еще одна «цель» меньших размеров. Увы, это опять были булыжники.
Историки до сих пор остаются в тупике. Одни говорят, что в озере должно быть золото, серебро и драгоценности. Другие считают, что Филипп де Сегюр специально дезинформировал читателей своих мемуаров, чтобы отвести внимание от настоящего тайника. А может все эти годы клад искали не там?
Дело в том, что в окрестностях Семлева два (!) озера. То, что тщательно обыскали, находится в стороне от старой дороги на расстоянии 1,5 км. А вот второе озеро – непосредственно на территории самого поселка. Предполагается, что оба водоема одного возраста, а значит отступающие французы вполне могли сбросить свои обозы именно здесь, а не сворачивать с пути и не тратить драгоценное время.
А теперь самое интересное. В архиве сайта Google Earth есть снимки второго озера за 2016 год, сделанные весной. На фотографии видно, что в воде лежит довольно большой объект Г-образной формы. А может, это тот самый обоз и сокровища Наполеона (вернее, украденные русские сокровища) действительно сохранились до наших дней?
Возможно, однажды найдется тот, кто захочет проверить эту гипотезу, и кто знает, может, тогда одной загадкой истории станет меньше?