Найти тему
Прекрасное

Аллегория бренности (Старая кокетка)

 Бернардо Строцци «Аллегория бренности (Старая кокетка)», ок.1637 Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва
Барокко
Бернардо Строцци «Аллегория бренности (Старая кокетка)», ок.1637 Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва Барокко

На картине генуэзского художника Бернардо Строцци «Старая кокетка» изображена сидящая перед зеркалом старуха, всматривающаяся в свои увядшие черты в надежде увидеть былую красоту. Не исключено, что в основе сюжета лежит эпиграмма античного поэта Авзония, популярного в XVII веке, в которой также появляется зеркало, атрибут богини красоты Венеры. «Видеть, что я теперь, — не хочу, чем я была – не могу», — говорит, обращаясь к зеркалу, старуха у Авзония. На картине эта ситуация доведена до гротеска – пожилая кокетка выбирает между розой и флердоранжем – традиционными символами любви и замужества, тогда как служанки смеются над своей госпожой. Цветущая красота их молодости противопоставлена старости главной героини. Жизненная достоверность и конкретность ситуации превращают произведение в жанровую сцену. Но отражение в зеркале меняет тональность произведения – тревожный взгляд пожилой женщины говорит о ее прозрении. Она будто замирает перед лицом вечности. Это осознание всепоглощающей власти времени придает образу психологическую многоплановость, раскрывая драматический конфликт желаний и возможностей человека. Подобные аллегории на тему бренности всего сущего были очень популярны в XVII веке. Как и в этой картине, важную роль в них, играли мельчайшие детали, несущие символическую нагрузку. Роза — традиционный символ увядающей юности. Флердоранж – цветы невест. Бархатцы вызывают погребальные ассоциации. Жемчуг, возможно, является аллегорией вечности природного камня рядом с хрупкостью человеческой жизни.

Подписывайтесь на канал - тут интересно!