Из всех пяти областей, составивших Западную Украину, у Подолья была, пожалуй, самая бурная биография. Объяснить причину можно одним словом – набеги. Эта историческая территория, ныне расположенная в Винницкой, Хмельницкой и Тернопольской областях Украины (но ни одну из них не занимающая целиком) была ближайшей соседкой знаменитого Дикого Поля, и именно через эти земли и шли испокон веков в набеги кочевники, жившие южнее. Как говорится – и печенеги ее терзали, и половцы. И крымские татары с турками.
В общем, старая поговорка «Дайте же место для драки!» - это именно про нее. Про Подолье. Про край вечной войны. Про место, где кочевники встречаются с земледельцами.
Древняя Русь, как мы все помним, окончательно исчезла с карты мира после татаро-монгольского нашествия, катком прокатившегося практически по всем русским землям. Подолье, естественно, не стало исключением, но был нюанс – если для всех остальных земель включение в состав монгольской империи было достаточно формальным и ограничилось необходимостью платить налоги (собирать «ордынский выход») да получать ханские ярлыки на княжение, то с Подольем все получилось иначе.
Оно – единственное из русских земель – напрямую управлялось монгольской администрацией, став так называемым «улусом Бурундая». Бурундай – это знаменитый темник Батыя, один из руководителей западного похода монголов в 1236−1242 годах, после его окончания ставший наместником в самой западной провинции Золотой Орды. Правя в бывшем Подолье, Бурундай активно вмешивался в дела Галицко-Волынского княжества, Королевства Польского и прочих окрестных земель.
Нашествие Батыя на Русь, миниатюра из Жития Евфросиньи Суздальской, XVII век
Монгольским улусом Подолье было чуть больше ста лет – со середины тринадцатого до середины четырнадцатого века. Именно тогда татаро-монголы для покоренных народов перестали быть «ужасом Господним» и мысль о том, чтобы с ними подраться, уже не вызывала прежней паники.
На востоке, как вы помните, случилась Куликовская битва, а немногим раньше, в 1362 году, молодое и амбициозное государство литовцев тоже схлестнулось с татарами. Великий князь Ольгерд разбил в битве у Синих Вод войска трех ордынских князей, наследных правителей Подолья - Кутлуг-Бея, Хаджи-Бея и Дмитра. Как резюмировали в Густынской летописи, «и оттоли от Подоля изгна власть Татарскую».
Именно после этого сражения, прирастив территорию не только Подольем, но и Киевщиной, Великое княжество Литовское стало одним из крупнейших государств Европы, а татарское Подолье стало литовским.
Князь Ольгерд Гедиминович на памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде
Территориальное расширение, правда, не избавило литовцев от необходимости платить дань Орде – ну так и Куликовская битва ига не свергла.
Земли Подолья Ольгерд передал своим племянникам – четырем братьям Кориатовичам: Александру, Юрию, Константину и Федору. Это была своеобразная плата за участие братьев в битве при Синих Водах со своими полками. Так в составе литовского государства появилось полусамостоятельное Подольское княжество, где правила династия Кориатовичей.
Герб Кориатовичей
Кориатовичи были семейством весьма многочисленным и довольно буйным, без их деятельного участия не обходились никакие политические дрязги, происходящие в Литве.
За эти привычки они и поплатились.
На свою беду Кориатовичи в союзе с Ольгердовичами сцепились с великим Витовтом, учинив в Литве полномасштабную гражданскую войну. Но проиграли – старый лис Витовт разбил их союзников поодиночке, а в 1393 году устроил полномасштабный поход против Подольского княжества. Братья, впрочем, какое-то время еще держали Западную Подолию, но в 1403 году их выбили и оттуда.
Кориатовичи никуда не делись, дав начало одному из сильнейших литовских родов Чарторыйским, но вот Подольем владеть перестали. Впрочем, изгнание Кориатовичей не помешало Подольскому княжеству существовать еще несколько десятилетий, стабильно участвуя во всех знаковых событиях того времени.
В том числе и в великой Грюндвальской битве, где Ягайло и Витовт совместно сломали хребет Тевтонскому ордену. Именно в связи с этим событием появляется и первое описание герба Подолья.
Витовт. Фрагмент картины Яна Матейко «Грюндвальская битва»
В своем сочинении средневековый хронист Ян Длугош перечислил все полки победителей крестоносцев и их хоругвии. И, в частности, написал: «Семнадцатая, восемнадцатая и девятнадцатая — земли Подольской, которая имела три флага из-за (большой) численности своего населения. Каждый из них имел солнечный лик на красном поле».
Да, читатель, гербом Подолья было и уже много столетий остается солнышко. Самое настоящее.
Примерно вот такое:
Или вот:
Описание - описанием, а первые изображения подольского герба появились, когда Подолье в очередной раз сменило владельца и из литовской превратилось в польскую территорию. В 1430 году в Подолье вторглось польское войско – и отжало Западное Подолье у литовцев, с которыми они в очередной раз цапались. В 1434 году на отжатой территории было образовано Подольское воеводство.
Восточное Подолье осталось у литовцев, которые в 1566 году образовали там Брацлавское воеводство. Правда, литовским оно было всего три года – как вы помните, после создания Речи Посполитой в 1569 году все будущие украинские земли прибрала к рукам Польша. При этом Подолье так и осталось разделенным на две части - собственно Подолье и Брацлавщину.
Как раз в этот период мы и видим первые изображения гербов двух подольских воеводств. В том самом «Гнязде цноты…». Вот как там выглядит солнышко Подольского воеводства:
А гербом Брацлавщины в «Гнязде…» указан Святой Георгий.
И здесь нужно заметить, подольское «солнышко» не менялось никогда. Даже когда в XVII веке Подолье радикально сменила владельца и оказалось под властью Москвы, в «Титулярнике» нарисовали все то же солнышко. Разве что дополнили крестом сверху.
А вот Брацлавщине, напротив, все время придумывали новые гербы. Еще до Потопа поляки сменили Святого Георгия на крест и полумесяц. Нет, правда - новый герб Брацлавского воеводства выглядел так: красный щит с серебряным крестом, в центре которого синий щиток с серебряным полумесяцем.
С полумесяцем – как будто накликали! Вскоре после того, как Подолье по Андрусовскому перемирию вместе со всеми правобережными русскими землями вернулось в состав Речи Посполитой, эта территория снова поменяла хозяев.
Древняя Русь – Галицко-Волынское княжество – Золотая Орда – Великое княжество Литовское – Королевство Польское – Речь Посполитая – Русское царство – опять Речь Посполитая…
Чем же продолжилась эта цепочка?
Османской империей.
Едва замирившись с Русским царством и поделив Украину по Днепру, Речь Посполитая ввязалась в масштабную войну с Турцией.
Дело в том, что правобережный гетман Петр Дорошенко объявил себя сначала вассалом, а затем поданным турецкого султана. Блистательная Порта, только что успешно завершившая войну с Венецией и завоевавшая Крит, подумала и действительно решила прибрать к рукам Правобережную Украину. Началась долгая польско-турецкая война.
Юзеф Брандт, «Битва за турецкое знамя».
Войну Польша проиграла, несмотря на полководческий гений Яна Собесского, несколько раз вытаскивавшего безнадежную, казалось, партию, за что его в благодарность и выбрали королем. В 1672 году Правобережная Украина во главе с Дорошенко превратилась в Османский протекторат, а Подолье, как и после татаро-монгольского нашествия, стало частью государства-победителя, провинцией Османской империи.
На ее территории был создан Подольский эялет, который просуществовал более четверти века. Территории эти Польша вернула только после того, как войска Священной Лиги разбили турок по Веной, остановив их победоносное шествие по Европе.
Эялет был ликвидирован, последний подольский бейлербей (губернатор) Мустафа Каграман-паша отправился обратно в Стамбул, и жители этой многострадальной земли, за время долгих войн почти обезлюдевшей, вновь стали жить в Подольском воеводстве с солнышком:
И в Брацлавском воеводстве с луной.
Вот только Венская битва стала, по сути, последним политическим и военным взлетом Речи Посполитой. Дальше наследственная болезнь польского государства – неуправляемость и анархизм магнатов и шляхты – начала прогрессировать невиданными темпами, и государством это скопище «сам-себе велосипедов» можно было назвать весьма условно. Закончилось все тремя разделами Польши, по итогам которых большая часть Подолья вошла в состав Российской империи.
Р. Штейн. «Генерал Кречетников объявляет манифест Екатерины II о присоединении Волыни и Подолья к России». 1793 год.
«Отторженная возвратих» - так назвали это в Российской империи.
«Отторженная возвратих» - эти слова были выбиты на памятнике Екатерине Второй в Вильно, созданном одним из самых знаменитых уроженцев этого города – скульптором Марком Антокольским.
Эти два слова на церковнославянском языке, общем для всех трех восточнославянских народов означают – «Отторгнутое вернула».
И эти же слова были выбиты на памятной медали, выдаваемой русским военным – участникам подавления польского восстания. На ней только эти слова и двуглавый орел, держащий карты земель, присоединенных в 1772 и 1793 годах.
Но, видимо, такая уж карма была у этих земель – всегда быть разъединенными. Возвратих-то возвратих, но только не до конца – самая западная часть Подолья на той стороне реки Збруч еще в 1772 году отошла к Габсбургской монархии.
Российские императоры очень хотели собрать весь набор, и всегда желали получить Подолье полностью. Однажды им это даже удалось.
Вообще это интересная особенность региона, о котором я рассказываю уже вторую главу – он находится в непривычном для сегодняшних русских окружении. Поэтому на его судьбу часто влияют дрязги европейцев между собой. Исторические события, о которых у нас либо плохо помнят, либо не помнят вообще.
Так вот, отрезанный кусок Подолья, который обычно называли «Тарнопольский край», нам удалось вернуть по условиям Шенбруннского мира, завершившего австро-французскую войну, она же – «война Пятой коалиции». Надо ли напомнить – что это такое?
Ну да. Я так и предполагал.
В общем, была такая масштабная драка между Австрийской империей и Великобританией с одной стороны и Французской империей Наполеона плюс союзники – с другой. Россия в кои-то веки в войне за чужие интересы практически не участвовала, хотя формально числилась в союзниках Бонапарта. По крайней мере потеряли мы в этой войне ровным счетом четыре человека – двоих убитых и двоих раненых в единственной мелкой стычке с австрийцами под Подгружем.
Януарий Суходольский. Рашинская битва
И опять-таки – в кои веки наша дипломатия сработала на пять с плюсом. По-моему, это вообще единственный случай в нашей истории, когда за действия из разряда «постоял в стороне, посмотрел на драку, обозначив свое присутствие» Российская империя получила территориальные приобретения. Тот самый Тарнопольский край. Причем это не каких-нибудь три села – только населения в присоединенных землях было 400 тысяч человек.
Правда, владели этим краем не долго – всего пять лет. Едва успели ввести на новых русских землях юлианский календарь и российский рубль, да построить в Тернополе несколько каменных зданий для администрации - как бывший союзник стал врагом и началась война 1812 года. А после ее окончания по решению Венского конгресса в 1815 году территория Тарнопольского края была возвращена Австрийской империи.
Но, как я уже говорил, большая часть Подолья вошла в состав Российской империи – причем надолго. Сначала там сохранялось разделение Подолья на западное и восточное – были созданы две новые административные единицы. Первое это Подольское наместничество с традиционным гербом-солнышком.
Обратите внимание, что крестик с «Титулярника» не забыли, хоть и прошло более ста лет.
А вот Брацлавскому наместничеству в очередной раз сменили герб – на герб города Брацлава (ныне – поселка городского типа в Винницкой области): «в красном поле на каменной горе крепость с двумя по сторонам башнями и с третьей посреди, которая разрушена, в означение, что город сей еще до 1616 года был столичным Брацлавского повета и во время короля Александра выстроен в нем замок, который от разных впоследствии времени замешательств и осаждений разрушен. Сей герб оставляется без перемены, а для означения присоединения и подданства сего края к Российской Империи изображается Государственный ея герб, то есть: в золотом поле черный, двоеглавый орел, увенчанный тремя золотыми коронами, держащий в лапах скипетр и державу, на груди же орла положен показанный города Брацлава герб».
Ну и всем городам наместничества заодно разрушенную башню приставили:
Правда, наместничества просуществовали недолго – чуть больше года. Вступив на престол, Павел Первый в декабре 1796 года ликвидировал их, объединив в единой Подольской губернии. Заодно добавил в свой императорский титул слово «Подольский»: «…Государь Псковский и Великий Князь Смоленский, Литовский, Волынский и Подольский, Князь Эстляндский, Лифляндский, Курляндский и Семигальский…»
Губерния получилась довольно провинциальной, примечательной разве что плотностью населения (второй в империи после Московской губернии и первой по плотности сельского населения) да выращиванием сахарной свеклы, сделавшей Подолье «сахарной столицей» империи. Традиции «сладкой губернии», надо сказать, живы и поныне. Сахарная свекла и сегодня там – бюджетообразующая культура, а Винница стала штаб-квартирой олигархической группировки «шоколадного магната» и бывшего президента Украины Петра Порошенко.
Солнышко, как вы наверняка заметили, является самым стабильным элементом в бурной истории этого русско-монгольско-литовско-польско-русско-польско-турецко-польско-российско-австрийско-польско-советско-немецко-советско-украинского региона.
Любовь к этому геральдическому элементу сохраняется и поныне. «Подольское солнышко» мы можем наблюдать на гербах трех областей независимой Украины.
Это Винницкая область, соединившая на гербе символы Подолья и Брацлавщины.
Хмельницкая область, на гербе которой «Солнце выступает в качестве символа Подолья, красный цвет символизирует Волынь, колосья означают сельское хозяйство области и изображают букву «Х» с которой начинается название области».
Третья - Житомирская область, соединившая в своем гербе символы сразу четырех исторических областей, на землях которых она расположена - Полесья, Волыни, Подолья и Киевщины, причем про все четыре символа я вам уже рассказывал.
Гербы украинских городов, использующих подольское солнышко, я даже перечислять не буду – настолько их много.
А все почему?
Потому что все живое тянется к свету.
___________________
Это глава моей книги об исторических регионах Древней Руси "Царский титул в картинках". Книга доступна на сайте Автор.Тудей (https://author.today/work/76682)