Найти тему
ЕГЭ | Skills

Культура начала 20 века

Особенности развития культуры в начале 20 века.

  • Многообразие форм.
  • Социальная обусловленность. Сложные политические и исторические события конца 19-го в. обусловили многообразие форм развития культуры.
  • Новые тенденции, требовавшие осмысления нравственных и социальных проблем.
  • Низкая грамотность. К началу 20-го в. Россия оставалась страной с низким уровнем грамотности (38-39%, по данным переписи 1913 г.).
  • Наука. К началу ХХ в. в России существовала Академия наук с развитой системой отраслевых институтов, а также университеты с многочисленными научными обществами.
  • Переоценка ценностей. Начало века считается временем «переоценки ценностей» в духовной сфере. Интеллектуалы и творцы бросают прежнее увлечение социальными проблемами и переходят к рассмотрению чувств и переживаний отдельной личности. Это явление в искусстве получило название «декадентства».
  • Серебряный век. Был отмечен подъемом во всех областях культуры – философии, поэзии, театральной деятельности, изобразительном искусстве, но настроение светлой гармонии исчезло. Деятели искусства, чутко улавливая настроения страха перед наступлением века машин, ужасов мировой войны и революций, пытаются обрести новые формы выражения красоты мира. На рубеже веков происходит постепенное преображение реальности с помощью различных художественных систем

Живопись.

Реализм.

В начале XX века, со вступлением России в период империализма, кризис буржуазной культуры и искусства непрерывно углублялся; однако в русской живописи имелись еще силы, способные противостоять декадентскому поветрию. Серов, Суриков, Касаткин и другие художники-реалисты прочно удерживали свои позиции в искусстве. Много и упорно работал в октябрьские и декабрьские дни 1905 года С. Иванов, делавший зарисовки и эскизы во время митингов, на улицах и площадях восставшей Москвы. В драматической, остро скомпонованной и лаконично написанной картине «Расстрел» он изобразил расправу царских войск над безоружной толпой. Другая его картина изображает приезд карательного отряда в деревню. Рядом эскизов откликнулся на революционные события и Репин («Красные похороны», «У царской виселицы» и другие).

Иванов. Расстрел
Иванов. Расстрел
Маковский. 9 января 1905 года
Маковский. 9 января 1905 года
Репин. Красные похороны
Репин. Красные похороны

Серов.

Валентин Александрович Серов (1865–1911) был тем художником, который объединил на рубеже веков традиционную реалистическую школу с новыми творческими исканиями. Серов первым стал искать «отрадного» в русском искусстве, освободил живопись от непременного идейного содержания («Девочка с персиками»), прошел в своих творческих исканиях путь от импрессионизма («Девушка, освещенная солнцем») до стиля модерн («Похищение Европы»). Серов был лучшим портретистом среди современников. Огромное впечатление произвели события 1905 года на В. А. Серова. Он зарисовал все то, чему сам был очевидцем. Возмущение Серова преступными действиями царского правительства вылилось в ядовитейшую карикатуру на царя Николая Кровавого. В знак протеста против расправы царских войск над питерскими рабочими Серов демонстративно вышел из состава Академии художеств, так как ее президентом был тот самый великий князь, который командовал расстрелом 9 января. Позже на приглашение писать портреты членов царской семьи Серов ответил: «В этом доме я больше не работаю».

Серов. Девочка с персиками 1887
Серов. Девочка с персиками 1887
Серов. Портрет Николая Второго. 1900
Серов. Портрет Николая Второго. 1900
Серов. Мика Морозов. 1901
Серов. Мика Морозов. 1901
Серов. Портрет М. Горького. 1905
Серов. Портрет М. Горького. 1905
Серов. Похищение Европы 1910
Серов. Похищение Европы 1910

Декаданс.

Декаданс или декадентство (от французского Упадок) - направление в литературе и искусстве рубежа XIX-XX веков, воспевающее упадок, безнадежность, закат человеческой цивилизации. Декадентам были свойственны пессимизм, разочарование в жизни, индивидуализм, стремление бросать вызов общепринятой морали. Они воспевали порок и болезненную красоту. Произведения декадентов далеки от реализма, их форма зачастую сложна и запутана.

«Мир искусства».

В конце XIX – начале XX века в Москве и Петербурге возникло множество художественных объединений. Каждое из них провозглашало свое понимание «красоты». Общим для всех этих группировок был протест против эстетической доктрины передвижников.

Организация «Мир искусства» возникла в 1898 году и объединила многих представителей российской художественной элиты того времени под лозунгом "искусство для искусства". Главой объединения был Александр Николаевич Бенуа (1870–1960) – блистательный художник и критик. В этом объединении участвовали почти все известные художники - А. Бенуа, К. Сомов, Л. Бакст, Е. Лансере, А. Головин, М. Добужинский, М. Врубель, В. Серов, К. Коровин, И. Левитан, М. Нестеров, Н. Рерих, Б. Кустодиев, К. Петров-Водкин, Ф. Малявин, М. Ларионов, Н. Гончарова и др.

Бенуа. Иллюстрация к поэме "медный всадник" 1905
Бенуа. Иллюстрация к поэме "медный всадник" 1905
Бенуа. Парад при Павле Первом
Бенуа. Парад при Павле Первом
Лансере. Императрица Елизавета Петровна
Лансере. Императрица Елизавета Петровна
Головин. Портрет Мейерхольда
Головин. Портрет Мейерхольда
Кустодиев. Портрет Николая Второго. 1915
Кустодиев. Портрет Николая Второго. 1915
Кустодиев. Масленица. 1919
Кустодиев. Масленица. 1919
Кустодиев. Красавица
Кустодиев. Красавица
Кустодиев. Русская Венера
Кустодиев. Русская Венера
Кустодиев. Купчиха
Кустодиев. Купчиха
Кустодиев. Большевик. 1920
Кустодиев. Большевик. 1920
Кустодиев. портрет Шаляпина
Кустодиев. портрет Шаляпина
Петров-Водкин. Купание крассного коня.
Петров-Водкин. Купание крассного коня.
Петров-Водкин. Портрет Ахматовой
Петров-Водкин. Портрет Ахматовой

Нестеров.

Когда на выставке была показана первая работа Михаила Васильевича Нестерова (1862–1942) «Видение отроку Варфоломею», к П. Третьякову, купившему картину, пришла депутация старших передвижников с просьбой отказаться от приобретения для галереи этого «нереалистичного» полотна.

Нестеров. Видение Отроку Варфоламею
Нестеров. Видение Отроку Варфоламею
Нестеров. Философы гуляют. 1917
Нестеров. Философы гуляют. 1917
Нестеров. Лев Толстой. 1907
Нестеров. Лев Толстой. 1907

Огромное значение для формирования “Мира искусств” имела личность С. Дягилева, мецената и организатора выставок, а впоследствии - импресарио гастролей русского балета и оперы за границей, так называемых “Русских сезонов”. Благодаря деятельности Дягилева русское искусство получает широкое международное признание.

Врубель.

Гениальным новатором, проложившим новые пути русого искусства, был Михаил Александрович Врубель (1856–1910). Он считал, что задача искусства – пробуждать человеческую душу

Врубель. Демон сидящий. 1890
Врубель. Демон сидящий. 1890
Врубель. Царевна-лебедь. 1900
Врубель. Царевна-лебедь. 1900

Николай Рерих

был членом Русского археологического общества и проводил раскопки во многих русских губерниях, изучал фольклор. С 1910 года Рерих возглавляет художественное объединение «Мир искусства»

В 1903 году художник отправился в большое путешествие по России. Он посетил более 40 городов, известных своими памятниками старины. В своем искусстве художник соединил реализм и символизм, уделяя большое внимание цвету. Он почти отказался от масла и перешел к темперной техник. В путешествии родилась целая серия полотен — «Начало Руси, славяне». На них художник отразил свое мистическое представление о предках. В 1919 году семья Рерихов переехала в Лондон. , потом в США. В 1923 году Рерих покинул Америку и отправился в Париж, а затем — в Индию, где организовал масштабную Центрально-Азиатскую экспедицию.

В 1928 году Николай Рерих подготовил проект Договора о защите культурных ценностей — Пакт Рериха. Пакт стал первым международным актом, посвященным охране культурных ценностей, и единственным соглашением в этой сфере, которое было принято международным сообществом до Второй мировой войны. За него Рериха дважды номинировали на Нобелевскую премию мира , но он так и не получил ее.

Рерих. Заморские гости. 1902
Рерих. Заморские гости. 1902
Рерих. Собирают дань. 1908
Рерих. Собирают дань. 1908
Рерих. Святая Ольга.
Рерих. Святая Ольга.
Рерих. Единоборство Мстислва с Редедей. 1943
Рерих. Единоборство Мстислва с Редедей. 1943

Если новаторы «Мира искусства» много взяли от европейской культуры, то в Москве процесс обновления шел с ориентацией на национальные, народные традиции. В 1903 году был учрежден «Союз русских художников» , куда вошли К. Коровин, А. Архипов, С. Виноградов

Архипов. На Волге.
Архипов. На Волге.

В 1907 году в Москве состоялась выставка объединения с интригующим названием «Голубая роза». Лидером этого кружка был Павел Варфоломеевич Кузнецов (1878–1968)

На рубеже 10- х годов ХХ века начинается новый этап в развитии русского искусства. В 1912 году состоялась выставка общества «Бубновый валет».

Марк Шагал.

Особняком среди всех направлений начала века стоит творчество Марка Захаровича Шагала. Шагал не вступал в объединения и группы. Он считал, что в его живописи нет направления, а есть только «краски, чистота, любовь». Его творчество не относится ни к одному из имеющихся стилей: представляя собой симбиоз кубизма, примитивизма и тд.

Шагал. Над городом
Шагал. Над городом
Шагал. Война дворцам
Шагал. Война дворцам
Шагал. Прогулка
Шагал. Прогулка

Стили живописи

Модернизм : авангард, кубизм, футуризм, супрематизм, конструктивизм…

Русский авангард 1910-хгодов представляет довольно сложную картину. Он характерен стремительной сменой стилей и направлений, изобилием групп и объединений художников, каждое из которых провозглашало свою концепцию творчества. Ситуация, которая сложилась в русской живописи во многом была обусловлена предреволюционной атмосферой в стране. Она усугубила многие из тех противоречий, которые были присущи всему европейскому искусству в целом, т.к. русские художники учились на европейских образцах, были хорошо знакомы с различными школами и живописными течениями. Своеобразный русский «взрыв» в художественной жизни сыграл таким образом историческую роль. К 1913 году именно русское искусство вышло к новым рубежам и горизонтам.

Авангардизм - Условное наименование художественных движений и объединявшего их умонастроения художников 20 в.. для которых характерны стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыву с её устоявшимися принципами и традициями. К основным направлениям и фигурам авангарда относятся фовизм, кубизм, абстрактное искусство, супрематизм, футуризм, дадаизм, экспрессионизм, конструктивизм, метафизическая живопись, сюрреализм, наивное искусство

Представители аванградизма в России

Контакты русского искусства с западноевропейской культурой нашли отражение в работах ярких представителей русского авангарда – К.С. Петрова-Водкина, Ф.В. Боткина, В.М. Ходасевич, М.Ф. Ларионова, Н.С. Гончаровой.

Абстракционизм (искусство под знаком «нуля форм», беспредметное искусство) — художественное направление, сформировавшееся в искусстве первой половины 20 века, полностью отказавшееся от воспроизведения форм реального видимого мира. Основоположниками абстракционизма принято считать В. Кандинского,П. Мондриана и К. Малевича.

Кандинский: желтое - красное - синее 1925
Кандинский: желтое - красное - синее 1925
Малевич. Автопортерт
Малевич. Автопортерт

Фyтypизм — литepaтypнo-xyдoжecтвeннoe тeчeниe в иcкyccтвe 1910-x гoдoв. Oтвoдя ceбe poль пpooбpaзa иcкyccтвa бyдyщeгo, фyтypизм в кaчecтвe ocнoвнoй пpoгpaммы выдвигaл идeю paзpyшeния кyльтypныx cтepeoтипoв и пpeдлaгaл взaмeн aпoлoгию тexники и ypбaнизмa кaк глaвныx пpизнaкoв нacтoящeгo и гpядyщeгo.

Супрематизм (от лат. supremus — высший, высочайший; первейший; последний, крайний, видимо, через польское supremacja — превосходство, главенство) Направление авангардного искусства первой трети XX в., создателем, главным представителем и теоретиком которого был русский художник Казимир Малевич. Сам термин никак не отражает сущности супрематизм. Фактически, в понимании Малевича, это оценочная характеристика. супрематизм — высшая ступень развития искусства на пути освобождения от всего внехудожественного, на пути предельного выявления беспредметного, как сущности любого искусства.

Развитие Живописи после революции

После 1917 года: Новый жанр Соц реализм.

В 1922 году была создана Ассоциация художников революционной России (далее — АХРР) — объединение советских художников с центром в Москве. Организаторами АХРР были художники Е. Кацман, П. Радимов, Б. Яковлев и другие.

Активным пропагандистом социалистического реализма был Митрофан Борисович Греков (1882—1934).

После 1932 в СССР разделение искусства на “официальное” и “неофициальное” окончательно закрепилось после разгона всех художественных группировок и началом образования единого Союза художников, поставленного под строгий идеологический контроль.

Литература :

Начало "серебряного века" относят обычно к 90-м годам XIX столетия, расцветом "серебряного века" считают 1915 год — время его наивысшего подъема и конца. Поэты данной эпохи смело экспериментировали с литературными формами и жанрами, создавая абсолютно уникальные, не имеющие аналогов в истории русской литературы произведения.

Самыми известными поэтами Серебряного века являются

Анна Ахматова,

Владимир Маяковский,

Сергей Есенин,

Александр Блок,

Марина Цветаева,

Иван Бунин.

Стили и направления в литературе серебряного века:

Символизм - направление в искусстве, для которого была характерна тяга к экспериментам, стремление к новаторству и использование символики.

У истоков русского символизма стояли так называемые «старшие символисты»: Дмитрий Мережковский,

Зинаида Гиппиус,

Валерий Брюсов,

Александр Добролюбов,

Константин Бальмонт.

Их последователями, «младшими символистами», стали

Александр Блок,

Андрей Белый

Акмеизм - литературное направление, провозглашавшее культ конкретности и «вещественности» образа. Акмеистами были Анна Ахматова, Сергей Городецкий, Осип Мандельштам, Михаил Зенкевич

Футуризм - название авангардистских течений, развивавшихся в 1910-20-ых годах в России и Италии. Иными словами, футуризм - «искусство будущего». Представители: Велимир Хлебников, Елена Гуро, Василий Каменский, Владимир Маяковский

Новокрестьянская поэзия - словное направление русской поэзии, объединявшее поэтов Серебряного века с крестьянским происхождением.

Представитель - Сергей Есенин

Имаджинизм - цель художественного творчеств состоит в создании образа.

Представители:

Анатолий Мариенгов и Вадим Шершеневич.

Проза:

Продолжили творить в жанре реализма Толстой и Чехов.

Данный жанр эволюционирует в работах М. Горького, «пролетарского» писателя, который разделял социалистические идеалы.

Эво­лю­ция реа­лиз­ма свя­за­на также с твор­чест­вом И.А. Бу­ни­на и А.И. Ку­при­на.

При­ме­ча­тель­ной ча­стью лит. жиз­ни с 1899 стал ор­га­ни­зо­ван­ный Н.Д. Те­ле­шо­вым кру­жок «Мо­с­ков­ская ли­те­ра­тур­ная сре­да» (те­ле­шов­ские «сре­ды»), про­су­ще­ст­во­вав­ший до 1916 и объ­е­ди­няв­ший пи­са­те­лей реа­ли­сти­че­ско­го на­прав­ле­ния. Уча­ст­ни­ка­ми «сред» бы­ли Горь­кий, Бу­нин, Ку­прин, В.В. Ве­ре­саев.

В кон. 1900-х – 1910-е гг. внут­ри реали­сти­че­ско­го на­прав­ле­ния воз­ник­ло те­че­ние, на­зван­ное но­вым реа­лиз­мом или нео­реа­лиз­мом, ко­то­рое ис­поль­зо­ва­ло в сво­ей ху­до­же­ст­вен­ной прак­ти­ке опыт мо­дер­низ­ма. Нео­реа­ли­сти­че­ские тен­ден­ции про­яви­лись в про­зе Бу­ни­на, Б. К. Зай­це­ва, В. Г. Ко­ро­лен­ко, Ку­при­на, При­шви­на

Музыка:

Становится характерным перемещение главного интереса с широкой социальной проблематики в область отражения внутреннего мира человеческой личности. Даже образы народного быта, эпоса, истории, родной природы принимают лирическую окраску. Русское музыкальное искусство конца XIX — начала XX в. представлено творчеством различных поколений. В 1880 — 1890-е годы еще интенсивно сочиняет Чайковский , продолжает композиторскую деятельность Римский-Корсаков. К середине 1890-х годов достигает полной зрелости творчество их учеников, младших соратников и последователей — Глазунова, Лядова, Танеева, Аренского, Калинникова. В годы, предшествующие первой русской революции, расцветает творчество выдающихся композиторов XX в. — Скрябина и Рахманинова. В предоктябрьское десятилетие уже становятся известными имена Стравинского, Прокофьева, Мясковского.

Наука и техника:

Особенности:

  • Потребности индустриализации промышленности, транспорта, средств связи способствовали успешному развитию в России естественных наук.
  • В начале XX в. в России было образовано множество научно-технических обществ как в центре, так и на периферии: географических, ботанических, астрономических, антропологических, минералогических, электромеханических, воздухоплавания и т.д. (в общей сложности более 700 обществ).
  • Бурные события общественно-политической жизни России начала XX в. вызывали интерес к гуманитарным наукам: истории, философии, экономике, социологии, праву. Эти науки из "кабинетных" превращались в «публицистические".
  • Популяризация науки. В начале XX в. появилось много научно-популярных книг и периодических изданий, пропагандировавших достижения русской науки среди широких кругов населения, например: журналы "Вокруг света", "Научное обозрение", "Природа и люди».

Физика, аэродинамика:

"Отец русской авиации", профессор Московского университета H. Е. Жуковский (1847—1921) заложил основы современной аэродинамики, создав труды по теории авиации. 11о его проекту при Московском университете в 1902 г. была сооружена первая в Европе аэродинамическая труба, а в 1904 г. в поселке Кучино под Москвой основан Аэродинамический институт, в котором тогда же им была создана "воздухоплавательная секция".

Преподаватель математики и физики в Калужской гимназии К. Э. Циолковский (1857—1935) получил мировое имя как ученый и изобретатель в области аэродинамики, теории самолета и дирижабля. В опубликованном им в 1903 г. "Исследовании мировых пространств реактивными приборами" он заложил основу теории движения ракет и реактивных приборов. Циолковский считается основоположником космонавтики.

-37

Выдающийся русский ученый академик В. И. Вернадский (1863—1945), прозванный "Ломоносовым XX века", создал труды, ставшие основой множества новых научных направлений в геохимии, биохимии, радиологии. Он первый предсказал фантастическую способность расщепленного атома. Им создано учение о биосфере и ее эволюции, о воздействии человека на окружающую среду и о преобразовании современной биосферы в ноосферу (сферу разума). Большое внимание он уделял изучению проблем окружающей среды, что послужило основой появления нового научного направления — экологии. В 1915 г. по инициативе Вернадского была образована Комиссия по изучению естественных производительных сил России.

-38

Г. Столетовым были успешно разработаны проблемы магнетизма и фотоэлектрических явлений.

Математика: Выдающихся успехов достигла крупнейшая в России петербургская математическая школа П. Л. Чебышева. Среди ее учеников были А. А. Марков - автор исследований в области теории чисел, теории вероятностей и математического анализа; А. М. Ляпунов, получивший мировую известность своими трудами в области дифференциальных уравнений. Выдающийся математик С. В. Ковалевская была первой в мире женщиной, ставшей профессором и членом-корреспондентом Академии наук.

-39

Естествознание:

В 1904 г. Нобелевская премия была присуждена академику И. П. Павлову за исследования в области физиологии пищеварения, а в 1908 г. — И. И. Мечникову за труды по иммунологии и инфекционным заболеваниям.

-40
-41

Гуманитарные науки:

История: "Патриархом" русской исторической науки в то время был признан Василий Осипович Ключевский (1841 — 1911), автор знаменитого пятитомного "Курса русской истории" и фундаментальных работ по историографии и источниковедению. Широкую известность получили труды С. Ф. Платонова, Н. А. Рожкова, Н. П. Павлова-Сильванского, В. И. Семевского, Ю. В. Готье.

Философия: Получили известность как "религиозные философы" Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский.

Филология: В области филологии крупные труды были созданы А. А. Шахматовым, который положил начало исследованию летописания в России.

Архиектура:

Модерн:

Ф.О. Шехтель:

  • Особняк Рябушинского в Москве
Особняк Рябушинского в Москве
Особняк Рябушинского в Москве
Особняк Рябушинского в Москве. Интерьер
Особняк Рябушинского в Москве. Интерьер

Шехтель. Здание Ярославского вокзала

Шехтель. Здание Ярославского вокзала
Шехтель. Здание Ярославского вокзала

П. Сюзор.

Дом компании Зингер (дом книги , офис ВК)

-45

Скульптура :

Памятник затонувшим кораблям 1905 год. Севастополь. М. Адамсон.

-46

Памятник Александру Третьему в Санкт - Петербурге. Паоло Трубецкой

-47

Волнухин. Памятник первопечатнику Ивану Федорову
Волнухин. Памятник первопечатнику Ивану Федорову

Волнухин. Бюст. Третьякова
Волнухин. Бюст. Третьякова