Найти тему
Кирилл Вишнепольский

Иконы до иконописи: загляните в глаза людям, жившим две тысяч лет назад

Портреты на тонких липовых дощечках клали на лица умерших, чтобы душа узнала свою оболочку, когда придёт время воскресать. Но узнали их мы. Привет тебе, Алина, ушедшая от нас 1996 лет назад! Рады встрече, Аммониус из 3-го века!

2 сентября 31 года до н.э. с разгромом сил Антония и Клеопатры в битве при Акциуме закончилась история Древнего Египта. «Чёрная земля» стала просто одной из провинций Рима. Приехал префект с семьёй, за ним потянулись другие аристократы Империи, а с ними — обычаи, моды, новые техники.

Сложился уникальный плавильный котёл, в котором перемешивалось наследие трёх древних цивилизаций. Полюбуйтесь на случившиеся в I веке изменения в местных погребальных обрядах: это всё те же египетские мумии в льняных тканях, но на лицах покойников — не условные маски, а портреты в греческом стиле, с которых на нас смотрят классические римляне.

Эллины и их ученики римляне достигли таких высот в живописи, какие нашей цивилизации удалось повторить только к 16 веку. Они умели передавать объем с помощью светотени, использовали перспективу; их восковые краски делали изображения сочными и живыми. Но обо всём этом мы знали только из письменных источников (ведь все древние картины погибли). Пока в 1887 году в некрополях Фаюмского оазиса к юго-западу от Каира не были обнаружены первые мумии с портретами.

С тех пор в руки учёных и музеев попало более 900 (!) таких картин. Их так и называют — «фаюмские портреты», хотя подобные образцы древней живописи с тех пор обнаруживали не только в Фаюме.

Чаще всего заказчик позировал художнику ещё до своей смерти, как бы «про запас» (и до того, как стать ритуальным атрибутом, портреты по греческому обычаю украшали гостевые комнаты жилых домов). Так что это у нас с вами есть особенная возможность — заглянуть в глаза человеку, жившему тысячи лет назад.

Некоторые исследователи утверждают, что именно фаюмские портреты, с их отстраненными, устремленными в вечность взглядами, стали образцом для первых византийских иконописцев.

А ещё эти портреты — бесценный источник сведений о жизни людей в I-IV веках: как они одевались, что носили, как укладывали волосы. И даже какой была скорость обмена информацией в ту аналоговую эпоху. Так, исследователи установили, что в Фаюме дамские прически отставали от столичной римской моды на 20−30 (!) лет.

По надписям на саркофагах мы знаем имена многих этих людей и некоторые обстоятельства их жизни. Вот перед нами Алина. Её тело было найдено в некрополе Хавара. Алина умерла в 24 году нашей эры в возрасте 35 лет. В том же захоронении находились тела двух её дочерей — видимо, семья погибла от какой-то общей болезни. Нам жаль, Алина.

Портрет женщины по имени Алина, начало I века, Египет. Египетский музей в Берлине
Портрет женщины по имени Алина, начало I века, Египет. Египетский музей в Берлине

И знаете что. Не могу отделаться от мысли, что тело Алины (ок, её «мумия» — смысла это не меняет) так и лежит где-то в запасниках музея с инвентарной биркой на ноге.

В октябре было объявлено, что Рейксмузей и Тропический музей Амстердама вернут около 100 тысяч экспонатов из своих коллекций в бывшие колонии Нидерландов, откуда они ранее были вывезены. Похвальная инициатива. А давайте также похороним сотни мумий, которые учёные вытащили на свет с исследовательскими целями. А то как-то не по-людски выходит.