Этот вопрос может показаться несущественным для тех, кто никогда не играл на двенадцатиструнной игре, но для меня это очень важно. Я играл на ней несколько лет как на единственной гитаре и много экспериментировал, чтобы учесть и использовать её особенности.
Многие гитаристы отмечают, что всё, что они играют на двенадцатиструнной игре, звучит «лучше», чем на шестиструнной. В некоторой степени это правда, и это большая часть привлекательности этого типа гитары, несмотря на её многочисленные недостатки.
Фактор «сладости для ушей», вероятно, является основной причиной, по которой большинство гитаристов начинают играть на этом инструменте. Это просто «круто звучит». В поп-музыке партия двенадцатиструнной гитары часто является основным «хуком», который привлекает слушателей и делает песню запоминающейся. Примеров, наверное, тысячи. Вот некоторые из них, которые я заметил в своих попытках делать каверы на популярные песни: «Stairway to Heaven» («Led Zeppelin»), «Mr. Tambourine Man» («The Byrds»), «As Tears Go By» и «Lady Jane» («Rolling Stones»).
Имея шесть хоров по две струны в каждом, одна двенадцатиструнная гитара может легко передать звук двух шестиструнных гитар.
- Увеличение количества струн, на которых можно играть одновременно, раздувает и усиливает то, что происходит на шестиструнной гитаре. Гитары с шестью голосами, как правило, уже намного интереснее струнных инструментов, где одновременно может звучать только один звук. Таким образом, двенадцатиструнный инструмент, безусловно, обладает ещё большим потенциалом для создания интересных звуков.
- В разное время с шестиструнной гитарой вы одновременно слушаете от одного до шести разных звуков. Для двенадцатиструнной гитары их может быть до десяти, потому что четыре из шести хоров настроены в октаву, а два — в унисон. Струны, настроенные в унисон, как правило, просто звучат как «почти одинаковые».
Имитация двух гитар превращает сольное выступление в дуэт. Дуэты могут быть интереснее, чем гитарист-одиночка. Так же как пара гимнасток, выступающих вместе, часто более впечатляющая, чем одна. Когда вы пытаетесь критически оценить одну, вас отвлекает другая. Это значит, что ни одна из них не должна быть настолько хороша, как если бы она была в одиночестве. Идея «больше — лучше» не обязательно верна, но часто так может казаться.
На двух струнах каждого хора большую часть времени, если не всегда, играют одновременно. Струны расположены так близко друг к другу, что удерживать их по отдельности невозможно. Лучшее, что вы могли бы сделать в этом отношении — это зажать одну струну и каким-то образом заглушить другую.
Вы можете играть по отдельности, искусно защипывая одну, но не другую струну. Однако, это сложно сделать, и такая практика редко используется даже самыми опытными гитаристами. Таким образом, когда вы играете на двенадцатиструнной гитаре, в основном вы получаете эффект «хоруса».
- Эффект «хоруса» заметен, потому что две струны никогда не могут быть настроены точно в унисон. Они всегда будут звучать так, как будто два человека в вокальном хоре поют в унисон. Вы будете знать, что есть два голоса, даже если они имеют тенденцию сливаться в один и тот же звук.
- Хор отличается от соло и имеет совершенно другие выразительные качества. Чем больше совпадают два голоса по высоте и тембру, тем ближе они к тому, чтобы действительно быть «единым голосом». Человеческое ухо может легко это воспринять, и публика обычно одобрительно реагирует, когда два вокалиста приближаются к этому идеальному состоянию. Певцы в дуэте могут сорвать гораздо больше аплодисментов, чем любой из них в одиночку.
- Эффект «хоруса» для остальных четырех хоров, настроенных в октаву, заметно отличается. Точно так же человек слышит сопрано и баритон, поющие в октаву, и полностью осознаёт, что это разные люди, которые поют «одно и то же». Не-музыканты обычно не имеют понимания октавного интервала. Таким образом, для них это звучит как две разные вещи, которые волшебным образом «идут вместе».
- Эффект от умножения голосов в хорусе не является линейным. Он экспоненциальный. То есть, когда вы удваиваете количество голосов, он звучит более чем в два раза насыщеннее. Когда одновременно поёт дюжина человек и вы их не видите, вы, вероятно, подумаете, что их больше двенадцати. Аналогичный эффект дает добавление к инструменту большего количества струн. Звучит «больше», чем есть на самом деле.
Любой аккорд, сыгранный на гитаре, обычно содержит тоны, разнесённые на октаву. Это по-разному работает на шестиструнных и двенадцатиструнных гитарах.
- На шестиструнной системе основной аккорд ми мажор (022100) содержит три ми, один соль-диез и два си.
- В случае с двенадцатью струнами, 4-й и 6-й хоры, играющие ми, имеют по две струны, играющие разные ми. Верхняя струна 6-го хора играет тот же тон, что и нижняя струна 4-го хора. На верхней струне 4-го хора звучит та же самая ми, что и на двух струнах 1-го хора.
Итак, хотя у вас всё ещё есть ми, играемый в трёх разных октавах, у самого низкого есть один голос, у среднего — два, а у самого высокого — три голоса. Это много ми! Хоровое звучание соль-диез состоит из двух голосов, разделённых на октаву. Хоры, в которых звучат ноты си, имеют четыре голоса в двух октавах. Всего двенадцать голосов. Как и в случае с двенадцатиголосным вокальным хором, это звучит как нечто большее.
Со всеми этими различными высотами и октавными обертонами двенадцатиструнная гитара, даже акустическая, создает эффект «стены звука», столь же властный, как электрическая шестиструнная с обработкой тяжёлыми эффектами. Другими словами, это по умолчанию — «впечатляюще».
Вы можете более убедительно имитировать другие инструменты с помощью 12-струнной гитары, по крайней мере, без специальных эффектов. Вот некоторые из них, которые я заметил: цитра, мандолина, клавесин, цимбалы и вёрджинел.
Некоторые «особые» качества двенадцатиструнных гитар — это компромисс. Вы многое получаете, играя на двенадцати струнах, но также отказываетесь от других вещей.
- Эффект «стены звука» нелегко отключить. Сложно сыграть простую, чистую, однотонную мелодическую линию в манере шестиструнной гитары. Независимо от того, какую технику вы используете, это всё равно звучит как двенадцатиструнная гитара.
- Удерживание двух струн одновременно требует большей силы рук. Повышенное давление руки замедляет вашу работу. Играть ноты по всей длине грифа в манере шестиструнного солиста — настоящий подвиг. Практически никто не может этого сделать.
- Использовать баррэ в лучшем случае сложно, а для новичков — невозможно. Это ограничивает то, какие аккорды вы можете сыграть, что, в свою очередь, ограничивает сложность исполняемой музыки.
- Забудьте о бэндах, как на шестиструнной. Это слишком сложно.
- Люди используют разные струны для получения интересных звуков, основанных на открытых струнах, поэтому им не нужно использовать баррэ. Это работает, но вам нужно проделать много дополнительной работы, настроив гитару по-другому и научившись так играть на ней. Даже простая песня с необычной настройкой равносильна изучению нового инструмента.
- Большинству людей нравится использовать двенадцатиструнный инструмент в качестве аккомпанирующего инструмента, то есть играть на ритм-гитаре и поддерживать «лидирующих» людей. На это есть причина: на двенадцати струнах тяжело играть соло. Если вы хотите использовать свой двенадцатиструнный инструмент в качестве ведущего или сольного инструмента, выполнить эту роль в несколько раз сложнее, чем с шестиструнной гитарой.
По материалам публикации (англ.).