Самые ранние монеты, найденные на израильской земле, относятся ко второй половине VI - первой половине V века до н. э. Это греческие монеты, привезенные купцами из Афин, Фасоса и Македонии.
В этот период земля находилась под властью персов, и финикийские монеты, особенно из Сидона и Тира, циркулировали в северной части страны и в прибрежной полосе к югу от Яффо. В то же время в районе Газы чеканилось множество мелких монет номинала «обол» и «гемиобол», которые также интересны с художественной точки зрения. В то время афинские монеты с изображением головы Афины Паллады и совы, ее священной птицы, были твердой валютой восточного Средиземноморья.
Наряду с вышеупомянутыми выпусками в Иудее также изготавливались имитации афинских монет. Эти серебряные монеты довольно редки, но известно по крайней мере шесть типов с надписью Йехуд (арамейский: Иудея). Некоторые следуют типу «голова/сова», в то время как другие изображают сокола, геральдическую лилию, голову Януса, бога, сидящего на крылатой колеснице, и птицу неопознанного вида.
Невозможно определить, кто был инициатором этой чеканки, — еврейский первосвященник или местный персидский правитель. Однако на одной монете можно разобрать еврейское имя Иезекия, которое вероятно относится к первосвященнику, упомянутому древнееврейским историком Иосифом Флавием. Самым крупным обнаруженным номиналом этого типа является драхма, но в основном имитировались оболы и гемиоболы. При этом, их чеканили в таком количестве, что они имели примерно ту же ценность, что и афинские оригиналы.
В III веке до н. э. Палестиной правили Птолемеи, и их валюта чеканилась на местных монетных дворах в таких прибрежных городах, как Акко (тогда уже называемый Птолемеем), Яффо, Ашкелон и Газа. Ситуация изменилась после битвы при Паниасе в 198 году до нашей эры, когда на смену Птолемеям пришли победившие Селевкиды. Последние использовали местные монетные дворы для производства собственной валюты. При этом им уже принадлежало множество монетных дворов в других частях королевства. Их монеты находились в обращении в Палестине, по крайней мере, до тех пор, пока первые монеты не были выпущены правителями династии Хасмонеев.
Птолемеи выпускали золотые, серебряные и бронзовые монеты, причем некоторые из последних имели большой вес и заменили собой мелкие серебряные. Их серебряный стандарт был легче, чем у Селевкидов, которые все еще опирались на аттический стандарт.
Последовательная история древнееврейской чеканки начинается после появления независимой династии Хасмонеев во II веке до н. э. Большая часть монет Хасмонеев была мелкого бронзового достоинства, а именно прута или дилептон.
За одним исключением, все монеты Хасмонеев не датированы, что затрудняет определение их хронологического порядка, особенно с учетом того, что разные правители носили одни и те же имена.
Во время непродолжительного правления последнего правителя Хасмонеев Антигона Маттафия (40–37 до н. э.) в изготовлении монет произошли фундаментальные изменения. Его еврейское имя Матитьяху (Маттафия) начали чеканить только на прутах. Гранат между двойным рогом изобилия на аверсе заменили на колосья ячменя.
Кроме того, Антигон начал выпускать два крупных номинала, которые можно сравнить с хальком и дихальком Селевкидов. Он был единственным иудейским правителем, который изобразил на своих монетах священные сосуды Иерусалимского храма, то есть стол хлебов предложения и канделябр с семью ветвями.
Другие статьи в серии «Мировая история денег»:
Автор: Jewish Virtual Library | Перевод: Золотой Запас