Сколько прекрасных мафиозных фильмов мы можем вспомнить. Когда-то всем заправлял великий и ужасный "Крёстный отец". В 1972 году творение Копполы привлекло не только внимание довольных зрителей и почётных (тогда ещё) академиков премии "Оскар". Настоящие члены мафии принялись тогда посылать режиссёру дары – они были очень довольны тем, как он изобразил на экране их жизнь.
В 1983 году Брайан Де Пальма рассказал историю безжалостного Тони Монтаны в своём фильме "Лицо со шрамом", который так же вошёл в историю, как одна из лучших гангстерских картин. И в этом же году свет увидело знаменитое творение Серджио Леоне "Однажды в Америке", знакомое каждому любителю бандитской тематики.
1987 год – "Неприкасаемые". 1993 год – "Путь Карлито". Ещё два фильма Де Пальмы, занявшие достойное место среди своих "коллег по цеху". И, конечно, не будем забывать про Скорсезе, который в 90 году выпустил "Славных парней", а в 95 – "Казино".
Все эти фильмы для меня стоят приблизительно в одном ряду. Каждый ассоциируется с лоском, начищенными ботинками, ароматами дорогих одеколонов и роскошно обставленными интерьерами. Дамы в бриллиантах, мужчины в гладких костюмах без единой складки, неспешные разговоры, большие амбиции... Словом, вы понимаете.
И тут в 1999 году на экраны выходит будущий хит HBO под названием "Клан Сопрано" (в оригинале просто "Сопрано"). Выходит и заставляет всех пересмотреть свои взгляды на то, что такое мафия. События происходят в наши дни, и это пыльный Джерси, а никакой не помпезный Нью-Йорк, сверкающий Лас-Вегас или праздная Сицилия. По улицам гуляет всякая шантропа, и ездят самые обычные машины, в ресторане какой-нибудь шкет может позволить себе сидеть в кепке, а у мафиозного босса бывают проблемы с водопроводом в подвале.
И никакой красоты в этом нет. Бизнес относительно простой. Не самый прибыльный в сравнении с тем, что ведут монстры мафиозного мира, но на то, чтобы вести ту жизнь, какую хочется и заботиться о близких, вполне хватает. Не сказать, чтобы не было амбиций, но они и рядом не стоят с тем пожирающим желанием иметь всё, которое обнаруживали в себе гангстеры старых фильмов. От них теперь остались только гудок машины Полли и бессмертный артистический номер Сильвио.
А тут ещё и психиатр. Поставить под удар свою жизнь, рискнуть всем, чего достиг, ради того, чтобы привести в порядок свои мысли. Но с другой стороны кто пойдёт за боссом, который спонтанно падает в обморок при виде уток?
Так вот непонятным, на первый взгляд, образом "Клан Сопрано" и стал мегахитом, покорившим мир и поставившим, как я думаю, жирную точку в гангстерском кино. Ибо всё, что выходило после него, за редким исключением, похоже на попытки выдавить хоть что-то из жанра, который больше ничем уже не может удивить.
А всему виной, как всегда, сценарий. Дэвид Чейз, которому принадлежит идея сериала, имел помимо 20-летнего опыта в кинематографе ещё и опыт личный, связанный с мафией. Он сам вырос в Джерси и хорошо помнил ту обстановку, в которой ему приходилось существовать. Его воспоминания стали частью сериала, его отношения с матерью послужили прототипом для отношений Тони и Ливии. Считается, что источником идей послужила история реальной мафиозной семьи Декавальканте, которая и по сей день заправляет в крупных американских городах.
Даже актёров сериала Чейз подбирал лично. В общем, если учесть, что про визуал в "Сопрано" сказать толком нечего (разве что упомянуть оператора Алика Сахарова, который стремился снимать героев так, чтобы у них половина лица была тёмной), мы можем с уверенностью утверждать, что без такого сценариста сериал бы скорее всего даже не пустили в эфир. Того реализма, который благодаря Чейзу стал сутью проекта, не мог бы достичь человек, ничего не знающий о мафии.
А в нём и есть вся суть. Нам показали жизнь мафиози, которая мало чем отличается от нашей – те же проблемы в семье, на работе и так далее. Сам Крис Альбрехт, который в 1997 был во главе HBO сказал, что именно это и заставило его дать проекту зелёный свет – он увидел, что история рассказывает про реальных, живых людей. Никакого лоска и красивых костюмов с бабочкой. Настоящая жизнь!
И пока смотришь сериал, чувствуешь это на все сто. Персонажи, может и не напоминают тебе соседей по улице, но ты видишь, насколько они простые. Ходят в кофейню за булочками, и кто-нибудь начинает обсуждать, как американцы взяли и спёрли у итальянцев кофе. Этот же "кто-то" потом начинает разглагольствовать на тему того, что грязные микробы способны переползать с одного места на другое. Кстати, Тони Сирико, сыгравший Полли, был арестован 28 раз и до 70-х годов вёл насыщенную бандитскую жизнь, пока не решил стать актёром. Аккуратней, товарищ!
Кому-то надо наряжаться для детишек гангстеров Санта Клаусом (ну а в целом – Санта Клаус идёт...), кого-то посещают "блестящие" идеи написать о своей жизни сценарий, у других проблемы с зависимостью, третьи не могут не ходить налево, а все вместе, порой, какими бы сильными они не были, вдруг оказываются уязвимыми и нуждающимися в помощи (см. истории с едой из индийского ресторана или медиумом).
Актёры отыгрывают так, что забываешь про то, что это кино. За 6 сезонов ни одного, даже самого эпизодического персонажа, который бы оказался слабым и неубедительным. Есть те, за кем следить не так интересно, как за другими, но это уже зависит от того, что больше трогает конкретного зрителя. Некоторые серии – вообще можно воспринимать как отдельный фильм, вроде той, где герои едут в Италию или шикарного эпизода с русским, который, как говорят, прибил 16 чехословаков и работал раньше дизайнером внутренних помещений.
Проходит время, проживаешь эти 6 лет с главными героями, заканчивается последний эпизод, и конец. Сказать больше нечего. И всё, что пытались снять режиссёры на бандитскую тематику после "Клана Сопрано" теперь просто выглядит неубедительно. "Подпольная империя"? Была хороша первые пару сезонов, пока не стало видно, что продолжают всё ради продолжения. "Острые козырьки"? Снова ретро-стиль и красота, пусть и с жёсткими бандитскими разборками, но это всё равно не то.
Скорсезе, вроде бы, продолжил снимать свои гангстерские фильмы, и есть, конечно, и "Банды Нью-Йорка", и "Отступники"... Эти картины хороши, но они уже как последние хлопки трубы мафиозного двигателя, который вот-вот заглохнет. И недавний "Ирландец", про которого даже упоминать страшно, это доказывает – фильм, вроде как, снятый по книге и даже претендующий на реализм, оказывается не способен даже приблизиться к "Сопрано" по накалу страстей. Там в принципе страстей нет, а компьютеризированные Де Ниро и Пачино режут глаза все 3 часа.
Про поделки вроде "Охотников на Гангстеров" или "Джонни Д." вообще говорить не буду. Такого добра выходило много, но с него взять абсолютно нечего. Единственное, что ещё, пожалуй, вспоминается – это "Самый пьяный округ в мире", оказавшийся неожиданно прекрасным фильмом. В остальном сказать нечего. "Клан Сопрано" уже всё сказал. Через колорит и харизму героев, суровый реализм, драматичные истории и, кстати, потрясающе подобранный сборник хитов, звучащих за кадром.
Так что остаётся лишь ждать "Множественных святых Ньюарка" и надеяться на то, что нас ждёт прекрасное кино, которое станет достойным дополнением к любимому сериалу о реальных людях, которые отличались от нас только тем, что ещё и были гангстерами. За то и любим.
Что скажешь о сериале? Кто любимый персонаж? Пиши в комментариях, обсудим! Ставь лайк и подпишись на канал (жми здесь), чтобы поддержать проект!