Как такое бывает: военно-морская база, стоят всякие крейсеры-линкоры, матросы драят палубы и строятся на них, какие-то корабли заходят в порт, какие-то - выходят, суетятся боты и буксиры и тут - БАБАХ!!! - огненный столб на много десятков метров, разлетающиеся стволы орудий, куски корабля и его команды... Бомбанувший корабль обычно получает такие повреждение, что уходит на дно до того, как в порту успеют развернуть хоть какие-то спасательные мероприятия, и становится ловушкой для тех, кому "повезло" пережить взрыв.
На самом деле, если корабль при этом получил не слишком серьёзные повреждения (ну, например, всего одна дырка на 100 квадратных метров), то его могут поднять и в некоторых случаях даже ввести обратно в строй. Если же на нём взорвалось большая часть того, что взорваться могло, то тут уже ничего не попишешь - обломки объявляются братской могилой, а корабль официально выводится из состава флота.
Общего в таких инцидентах то, что крайне тяжело сказать, почему так случилось. Ото всех, кто видел развитие событий, обычно остаётся примерно ничего, а свидетели с берега или других кораблей могут рассказать разве что "она утонула", в лучшем случае – «взрыв начался примерно там» …
Так что обычно версий три:
- Нарушение ТБ (так или иначе) при работе с артиллерийскими зарядами. Сами снаряды просто так не взрываются, а вот метательные заряды зачастую пакуются в холщённые упаковки-картузы, плюс сам порох зачастую имеет не самый стабильный состав.
- На местах всё делается так, как предписывается, но просчёты на уровне выше. Например, недостаточный уровень вентиляции и охлаждения.
- Злой умысел/диверсия.
Разумеется, с точки зрения высоких чинов приятнее признать, что всё из-за того, что какой-то умник решил закурить в зарядном погребе. Тем не менее, в Британии после таких случаев всегда очень серьёзно перепроверялась и дополнялась ТБ, а стандарты климат-контроля сильно улучшались.
А теперь давайте глянем список того, когда и где такое случалось:
Начнёт наш импровизированный парад японский броненосец «Микаса» 1900 года. Флагман адмирала Того в боях Жёлтого моря и в Цусиме. Но адмирал забрал свой флаг, а вместе с ним корабль покинула и удача - в ночь с 11 на 12 ноября 1906 года взорвался кормовой погреб боеприпасов. 250 человек погибло, 340 получили ранения. «Микаса» затонула на ровном киле, и через год её вернули в строй. Броненосец в некотором роде сохранили и по сей день.
Французский броненосец «Йена» 1898 года. Около двух ночи 12 марта 1907 года произошёл взрыв в казематах 100мм орудий. По инструкциям надо сразу же затопить все близлежащие погреба боеприпасов для локализации пожара – благо, конструкция позволяет, а в море воды неограниченно. Но вот незадача: броненосец находился в сухом доке. Так что долгое время люди только смотрели на то, как рвутся погреба один за другим. Стоящий рядом «Патри» попытался расстрелять двери дока, но стоял он не удобно, и всё отрикошетило. В конце концов энсин де Васси-Руше вручную открыл двери дока (и был тут же убит осколком), что позволило потушить пожар. 122 человека погибло. Расследование показало, что новенький порох имел тенденцию к саморазложению, и большая его часть находилась в очень плохом состоянии…
Далее ещё один француз – броненосец «Либерте» 1905 года. В Тулоне, в полшестого утра 25 сентября 1911 года экипаж соседних кораблей начал докладывать о дыме из «Либерте». Вскоре он загорелся и почти в шесть бомбанул на всю бухту. Серьёзность повреждений можете оценить по составленной картинке, которая ниже. 286 человек погибло (37 – на соседних кораблях) 188 – ранено. Официальное расследование – системы климат-контроля не справились и один из погребов боеприпасов перегрелся.
Смещаемся к соседям в Германию – крейсер «Карлсруэ» 1911 года. Во время первой мировой войны рейдил в районе Карибского моря. Примерно в 700 км от острова Барбадос, 4 ноября 1914 года, в полседьмого вечера взрывом разворотило переднюю треть корабля. 262 человека погибло, угольщик сопровождения спас 146 человек. Официальная причина – самовозгорание боеприпасов. Тут расследование осложнено тем, что корабль взорвался в открытом море, так что мало того, что спросить некого, так ещё и на обломки не посмотришь...
Идём в Великобританию. Броненосец «Бульварк» 1899 года. Около 7.5 км от устья реки Медвей, 26 ноября 1914 года почти в 8 утра произошёл биг бада-бум. На тот момент это стало самым катастрофическим инцидентом в КВМС – 741 человек погибло или пропало без вести, при этом потом нашли всего лишь около 30 тел. Уцелело около дюжины человек. Поначалу грешили на подлодки, но потом нашли странным образом уцелевший артиллерийский журнал, в котором прочитали о вопиющих нарушениях при хранении зарядов в перегрузочном отделении. А потом ещё водолазы посмотрели и рассказали, что корабль разворочен изнутри. По итогу подняли одну уцелевшую пушку главного калибра (305 мм). Корабль размотало настолько сильно, что его обломки выделили в две отдельные группы и объявлены военным захоронением.
Дальше у нас на очереди итальянцы и их линкор «Леонардо да Винчи» 1911 года. В Таранто, в ночь со 2 на 3 августа 1916 года, во время работ по перегрузке боеприпасов что-то пошло не так. В результате взрыва погибло 248 человек, и линкор затонул. Итальянцы официально назвали это австрийской диверсией, но после войны изменили версию на технические причины. Тем не менее, линкор подняли в 1919, ввели в строй, но в 1923 отправили на слом.
Переходим в Россиюшку: Севастополь, 20 октября 1916 года, линкор «Императрица Мария». Утром обнаружили огонь в носовых зарядных погребах, но никто ничего не успел сделать – начались взрывы. Кто-то из команды успел затопить носовые снарядные погреба, чем, вероятно предотвратил ещё большую катастрофу. Тем не менее, минут через 40 прогремел взрыв в торпедном отсеке, что нарушило герметичность целого ряда переборок, и линкор затонул. Вместе с ним погибло 228 человек. Версии – деградация и самовозгорания нитроцеллюлозы или диверсия. В 1933 году на допросе об этом рассказал немецкий шпион Виктор Верман, в том числе и о своём планировании акции. Тем не менее, нормальных пруфов он не привёл, так что не исключено, что герр Верман приукрасил свои подвиги. Сам линкор был поднят в августе 1918 года, а в 1927 – разрезан на металл.
Тремя абзацами выше я писал про самый катастрофический инцидент в КВМС. Так вот, забудьте – 9 июля 1917 года в Скапа-Флоу взорвался линкор «Вэнгард» 1909 года. Примерно в 23:20 был замечен пожар между мачтой и носовой башней, и почти сразу – огроменный БАБАХ в боковых башнях главного калибра. Осколки размером в пару квадратных метров разлетелись по всей гавани, поубивав людей на соседних кораблях. В сумме погибло 843 человека (из экипажа «Вэнгарда» выжило всего двое), среди них – капитан японского императорского флота Кёскэ Это. «Вэнгард» затонул практически мгновенно, и после таких повреждений понять что-то было очень проблематично. Впрочем, по разным наблюдениям, некоторые котлы линкора всё ещё работали, что вполне могло стать причиной перегрева погребов 102-мм артиллерии с последующей детонацией зарядов. А дальше и погреба главного калибра, которые совсем рядом… После чего системы климат-контроля и тепловой изоляции были серьёзно пересмотрены.
Опять Япония, на этот раз – вторая мировая и линкор «Муцу» 1920 года. 8 июня 1943 года, в Хиросимском заливе, в 12:13 по местному времени произошёл взрыв под третьей башне главного калибра. Корабль разорвало на две части, и бóльшая практически мгновенно затонула. Погибли 1121 член экипажа (353 удалось спастись), а ещё 100 лётчиков (из 113) и 40 авиа инструкторов, которые находились на линкоре в этот день, что стало особенно неприятно для Японии на том этапе войны. Наиболее вероятная причина: пожар из-за халатности экипажа, повлёкший детонацию экспериментальных зенитных снарядов главного калибра.
Ну и на последок вернёмся обратно в СССР. Линкор «Новороссийск», в девичестве «Джулио Чезаре», братец вышеупомянутого «Леонардо да Винчи». В Севастополе 29 октября 1955 года в полвторого ночи прогремел взрыв сначала в носовой части, а через полминуты – ещё один по левому борту. Отличие этого случая от всех остальных в том, что взрывы тут явно наружные, посему корабль их пережил и не утонул прям сразу. Начались спасательные работы, но велись они как-то странно, посему, когда через 3 часа линкор опрокинулся, довольно много людей оказались в ловушке во внутренних отсеках. Некоторых слышали ещё 2 дня… В общем погибло 829 человек, в том числе с аварийных партий с других кораблей. Муть вокруг этого породило такую тонну конспирологии, что аж уши заворачиваются. На мой взгляд, наиболее состоятельная версия - это немецкие донные мины времён войны. Вообще, мин (не только немецких) и сейчас временами находят в самых разных местах… В общем, они могли всплыть, когда линкор бросил якорь, и ввиду старости взорваться не сразу. В пользу этой версии говорит то, что по словам товарища Муру (главный инженер – заместитель командира по подъёму линкора), после из той бухты вытралили ещё 17 мин, из которых три – в непосредственной близости от места гибели «Новороссийска». Есть версии с участием итальянцев и британцев, но они с большего вызывают недоумение – слишком сложно в реализации, слишком поздно (напоминаю – речь про линкор времён первой мировой войны), и нет внятного ответа «зачем?». А версия про внутрисоветские партийные разборки выглядит ещё более странно. Тем не менее, после взрыва очень много народу из высшего руководства флота попало под раздачу и было понижено в должностях с занесениями выговоров.
На этом пожалуй всё – пусть подобных инцидентов было намного больше. Что тут можно сказать? Берегите себя и не халтурьте при работе со взрывчаткой!
Автор - Борис Плавник
Коллективный исторический паблик авторов - https://vk.com/catx2