Здание Нижегородской филармонии отреставрируют до конца 2020 года. На эти цели планируется выделить почти 55 млн рублей. Соответствующая информация размещена на сайте госзакупок.
Подрядчик должен отреставрировать и приспособить для современного использования помещения первого и второго этажей здания, которое является объектом культурного наследия.
Заявки на аукцион по выбору подрядчика принимаются до 16 ноября. А победителя тендера объявят 18 ноября. Все работы должны быть выполнены до 22 декабря этого года.
Между тем, эксперты ранее высказывали мнение, что здание, расположенное в Кремле, нуждается в серьезном архитектурно-строительном анализе его состояния и в концепции переустройства, а не просто в реставрации. Любая реставрация по определению предполагает восстановление внешнего облика и интерьеров объекта, то есть приведение их к какому-то более раннему состоянию. Но именно это здание входит в число наиболее подвергнутых перестройке в Нижнем Новгороде.
Оно было построено в конце XVIII века по проекту первого нижегородского губернского архитектора Якова Ананьина. Причем изначально было двухэтажным. Но еще при царях несколько раз достраивалось после пожаров. Здесь располагались гарнизоны, и, в частности, Аракчеевский кадетский корпус. В семье офицера-воспитателя этого корпуса родился, а затем и сам учился в корпусе Петр Нестеров, знаменитый летчик, впервые выполнивший мертвую петлю, а затем и первый воздушный таран.
После революции в здании были устроены коммунальные квартиры, а затем в нем разместили чиновничьи кабинеты. При этом неоднократно проводилась перепланировка, зачастую стихийная. В 60-х годах здание изнутри решили перестроить в дворцовом стиле, сделали большой зал для заседаний и праздничных концертов, спроектировали и построили широкую лестницу. Филармонию сюда переселили только в 1971 году, то есть отпраздновав 100-летие со дня рождения Ленина. Не случайно еще советские артисты, участвовавшие в новогодних представлениях для детей на сцене и в вестибюле филармонии, в шутку называли это здание «Аракчеевской филармонией».
Трудно не согласиться, что здание с такой запутанной архитектурно-строительной историей действительно нуждается в серьезном исследовании и в основанном на результатах такого исследования решении и дальнейшем развитии конструкций. Информации о проведении подобного обследования нет, и из условий конкурса не ясно даже, к какому состоянию подрядчик должен привести конструкции и интерьеры в итоге реставрации.
Фото: Андрей Абрамов