На голову учителя ежедневно сыплется множество проблем и задач — бюрократические требования и новшества, трудности перехода на дистанционное обучение (и хотя в нем немало плюсов, адаптация занимает время и силы), общение со стрессующими учениками и попытки удержать дисциплину, не говоря уже о стабильном потоке домашних заданий. Свободного времени все меньше, сил тоже — а апатия проявляется все ярче.
Знакомо? Посещают мысли, что, может, все зря и пора что-то в жизни менять?
Не торопитесь увольняться. На самом деле, это первые (или уже не первые) звоночки профессионального выгорания. И если их игнорировать, есть шанс дождаться колокольного набата.
Чтобы научиться распознавать тревожные симптомы профессионального выгорания и научиться с ними бороться, посмотрел на онлайн-конференции Яндекса YaC/e выступление Ирины Савицкой из Яндекс.Учебника и психолога Натальи Кисельниковой из Психологического института РАО — надо сказать, посоветовали дельные вещи и научили узнавать врага в лицо.
Какие симптомы у эмоционального выгорания?
● Эмоциональное истощение — кажется, что ты перенапряжен и больше если и можешь, то недолго.
● Деперсонализация — кажется, что у тебя не осталось особых чувств к происходящему, но есть ощущение отстраненности и отрешенности.
● Редукция профессионализма — а это уже не кажется: становится сложно хорошо работать, появляются ошибки, которых раньше никогда не было, появляются проблемы с выполнением рабочих задач.
Кто находится в опасности?
На самом деле есть люди, которые особенно предрасположены к выгоранию. Например, если:
● Вы знаете о себе, что вы эмоционально нестабильны.
● Вы интроверт и общение с людьми вас утомляет.
● Вы замечали за собой, что вы не очень гибко реагируете на внешние обстоятельства.
● Вы перфекционист.
Но вообще, если у вас объективно серьезная загрузка, а времени на отдых нет, даже если вы экстраверт и не имеете синдрома отличника, вы все равно в зоне риска.
Как избежать выгорания и попробовать от него избавиться?
● Признавать свои потребности и эмоции — не пытаться объяснить себе, что ты неправ оттого, что устал или злишься.
● Пробовать справиться со своими состояниями, применяя эффективные способы работы со стрессом. Например, многим помогает медитация или пробежка. (Думаю, что полчаса тишины без проверки тетрадок, с чаем может считаться первым шагом к настоящей медитации!)
● Понимание других и способность эффективно взаимодействовать. На самом деле, например вовремя предупредив начальство о надвигающейся проблеме, можно избежать проблемы!
● Ориентация на активное преодоление проблем — что бы вы ни делали, делайте что-то!
Кстати, интересно — оказалось, что существуют трекеры настроения для мобильных телефонов: можно вести своеобразный “дневник состояний” и спустя две недели отследить, когда все было в порядке, а при каких условиях нужно себе помогать.
Вообще, хоть конференция уже закончилась, видео ключевых выступлений будут еще долго доступны по ссылке: https://clck.ru/RrYjZ
Поэтому — кому особенно рекомендую посмотреть? Вчерашним и сегодняшним студентам, перфекционистам и вообще всем — не знаю того, кто ни разу бы не находил себя в состоянии тотальной усталости от работы.
Смотрите видео, оставляйте комментарии, на что еще стоит из выступлений обратить внимание — я смог посмотреть только одну встречу, но, наверняка, было еще что-то, что нельзя пропустить. И если пользуетесь трекерами настроения — тоже советуйте ниже, какими!