Участвуя в очередном обучении, поймала себя на мысли, что понять и принять существование инструментов обучения, а именно некоего алгоритма, научающего нас упорядочиванию мышления, тяжело, именно потому, что, как ясно и ёмко сформулировала Дороти Ли Сэйерс: «Огромная разница в акцентах между двумя концепциями образования сводится к следующему: современное образование сосредоточено на «преподавании предметов», оставляя учащегося схватывать метод мышления, аргументации и выражения своих умозаключений по ходу дела; средневековое же образование было сосредоточено, в первую очередь, на формировании инструментов учебы и обучению обращению с ними, используя предметы лишь в виде куска материала, чтобы практиковаться на нем, пока инструмент не станет продолжением тебя.»
Т.е. мы не видим инструменты, потому что привыкли схватывать «метод мышления и аргументации» как придется, по ходу дела, не формализуя его и не придавая ему вид алгоритма. Мышлением наделен каждый, это дар от Господа – способность мыслить, но, как и многое другое, мышление необходимо взращивать, развивать, упорядочивать, иначе оно скачет. Например, там, где стоило бы начать с Определения, мы кидаемся подмечать различия (топос Сравнение), хотя, вероятно, мы говорим о чем-то одном, но не договорились друг с другом о чем именно.
Поэтому в широком смысле «классические инструменты обучения», как бы не избито звучало – это тривиум, а именно: Грамматика (развиваем 5 ключевых навыков: называние, внимание, запоминание, выражение, повествование), Диалектика (учимся применять 5 топосов Аристотеля: Определение, Сравнение, Обстоятельства, Отношения они же Взаимосвязи, Свидетельства) и Риторика (учимся применять 5 канонов риторики: Инвенция, Диспозиция, Элокуция, Мемория, Акция).
А в узком смысле, но тут мы уходим в частности программы «Классические беседы», инструментами обучения являются:
— Штудии — это инструмент, тренирующий навыки «Называние и Запоминание». Можно сказать «жук», а можно сказать «Бронзовка золотая», и то, и то будет называние, но оно качественно отличается. Мы целенаправленно расширяем словарный запас детей, т.к. это естественно в возрасте 4-11 лет, формируя благодаря этому опору, чтобы перейдя к диалектике дети не боялись уже незнакомых слов (логических объектов / единиц мышления), ведь они им знакомы, они ими присвоены, выучены. И речь не только о словах, но об опорных фактах, законах, понятиях. Важно (!) на этапе диалектики отталкиваться от того, что ребенок знает, что ему знакомо, тогда это будет восприниматься с готовностью.
— Доклады — это инструмент! Особенно, если готовить их ориентируясь на 5 топосов, представляющие собой структуру рассуждения.
— Хронология — это инструмент. Лента времени или синхронистические таблицы — это хорошо известный инструмент упорядоченного изучения мировой истории, помогающий сформировать общее представление о всех ключевых событиях и провести параллели между ними.
— Научный эксперимент, он же научный метод: постановка вопроса, предварительное изучение, гипотеза, эксперимент, анализ, выводы — это инструмент познания.
— Опорные схемы в курсе «Ключи» — это инструмент, который эффективно учит вычленять главное.
— Процесс выявления взаимосвязей слов в предложении — это инструмент! Главное слово, зависимое слово, какой тип связи между ними и т.д. — это структурирование мышления, лучшее понимание содержания и контекста.
Вспомним, что в классическом подходе изучение древних (античных) языков, в особенности латыни, воспринималось не иначе, как дисциплиной для ума, самодостаточным инструментом развития мышления. «Даже просто в смысле языка ни один новейший европейский язык не представляет такого ценного упражнения для ума, как языки Греции и Рима, вследствие их правильного и сложного устройства. Рассмотрим на минуту, что такое грамматика. Это — самая элементарная часть логики. Это — начальный анализ процесса мышления. Начала и правила грамматики суть средства, которыми формы языка приводятся в соответствие с общими формами мысли. Различения между разными частями речи, между падежами имен, наклонениями и временами глаголов, значениями частиц, суть различения в мысли, а не в одних словах.», — Джон Стюарт Милль.
Продолжать можно долго, вся программа «Классические беседы» сплошь состоит из инструментов обучения. Но, понять это проще, если начать практиковаться в их применении.
И, наконец, мне лично многое дали выступления Филипа Мамалакиса на Международной конференции семейного образования, проходившей 25-26 мая 2019 года в Москве. И хотя речь практикующего семейного психолога, многодетного отца и богослова была вовсе не об инструментах обучения, она подтолкнула мои размышления и в эту сторону тоже. Важно, что мы держим в фокусе нашего внимания, на чем сосредотачиваемся в нашей повседневной жизни и в ежеминутных ситуациях. Если на грязных ботинках, то мы транслируем детям, что главное для нас вещи, если же мы сначала замечаем ребенка и находим для него добрые участливые слова, а потом уже просим убрать грязную обувь, то мы транслируем ему, что важен он — человек, более того, показываем ему пример божественной любви, как нас любит Христос. При этом в обоих случаях в итоге ребенок убирает свои грязные ботинки. Так и в обучении, что мы держим в фокусе нашего внимания и внимания ребенка, что для нас главное — факт решения задачи, количество решенных задач, или ход рассуждений? Важно правильное выполнение задания или то, как сам ход выполнения задания повлиял на умение мыслить?