Найти тему
Игумен Нектарий (Морозов)

Единственная точка опоры

Человек должен стремиться к минимальной внутренней зависимости от ситуаций и обстоятельств. Невозможно, конечно, быть равнодушным к происходящим в жизни переменам ― добрым или худым. Но нельзя захватываться тем, что происходит, всецело. Должна быть главная, все собой поддерживающая и скрепляющая основа жизни ― внутренний мир. А мир этот может быть лишь тогда, когда созидается он в нашей душе Богом ― при нашем к Нему обращении и устремлении.

Люди, обстоятельства, ситуации ― все это непостоянно. Человек, самый хороший, самый лучший человек - и он подвержен изменениям: мы знали его одним, но внутренние перемены могут показать нам его совсем иным. И это бывает очень больно и скорбно: иногда оттого, что теряешь человека, а иногда оттого, что он пропадает (и это ― гораздо больней). Ни на что нельзя опереться в земном мире так, чтобы этой опоры не лишиться. Кто-то воспринимает это как трагедию. А кто-то благодарит Бога, за то, что таким образом Господь дает по-настоящему понять, что единственная опора ― Он.

Неразумно искать от людей того, чего они не могут на самом деле дать. Человек ― существо, не имеющее источника бытия в себе, он воспринимает бытие от Бога, Им поддерживается в бытии своем. Но он не есть что-то, существующее само по себе. Людей надо любить, порой быть готовым отдать за них жизнь, но нельзя за них держаться, нельзя на них надеяться. В Священном Писании есть такие слова: «проклят человек, который надеется на человека» (ср.: Иер. 17, 5) и еще: «всяк человек ― ложь» (Пс. 115, 2). Проклят ― не потому, что Господь проклинает, а потому, что это само по себе проклятье: надеяться на то, что не оправдывает надежды. Ложь ― не потому, что лжет, а в силу изменчивости.