Почему станция относится ко второй очереди, хотя открыли её на год раньше других? В чём была уникальность платформы, и почему её можно было назвать одной из самых красивых в Московском метро? А также - по какой причине "Киевская" со временем начала буквально осыпаться и разрушаться? И удалось ли восстановить её первоначальный облик после реконструкции 2010-х? Читайте до конца, будет интересно!
Украинская Италия
Станция "Киевская" Филёвской линии открылась в составе второй очереди Московского метро. Но в отличие от платформ будущей Замоскворецкой и Арбатско-Покровской линий, "Киевская" начала работать примерно на год раньше. Это стало возможным благодаря строительству первого в СССР метромоста через Москву-реку. У него, кстати, тоже интересная и захватывающая #история . Ссылку на статью в конце прикреплю.
В итоге получилось, что подземных работ, за исключением самой станции, практически не было. Большая часть перегона располагалась на поверхности. Своё название "Киевская" получила в честь одноимённого вокзала. Внешне она кардинально отличалась от тех станций, что увидели москвичи во время открытия #метро в мае 1935 года. Её декор был значительно ярче и оригинальнее. Она стала своего рода переходом от сдержанных станций первой очереди к сталинским дворцам.
Проект разработал архитектор Дмитрий Чечулин. Он родился на территории Украины. Может быть, это также стало причиной, почему городские власти доверили проектирование именно ему. Незадолго до получения заказа Чечулин прибыл из поездки по Средиземноморским странам, которые он посетил вместе с аспирантами Академии архитектуры.
Большое впечатление на Чечулина произвели развалины древнего города Помпеи, а также #архитектура Венеции и Флоренции. Их Дмитрий Николаевич и попытался отразить в облике станции. Но сделал это на украинский манер, если можно так выразиться.
Шикарнее некуда
В те времена архитекторам уже было где развернуться. Выбор отделочных материалов стал значительно больше. Поэтому Чечулин решил себе ни в чём не отказывать и применить максимальное количество разнообразной отделки. Правда архитектор забыл учесть, что не каждый материал долговечен в условиях Московского метро. Но про это чуть позже.
По конструкции станция #Киевская колонная мелкого заложения. Её глубина чуть больше 8 метров. Тематика отражала сельскохозяйственные мотивы Украинской ССР. Путевые стены украсили глазурованной плиткой сливочного оттенка. Кстати, узор сделали по рисункам Чечулина. Внизу отделку стен завершили красноватым камнем.
Пол станции по центральной оси изначально выложили мраморной мозаикой в виде сложного национального украинского орнамента. Интересно, что сделали её из отходов мраморного производства. По бокам платформы уложили покрытие из асфальта.
Колонн на станции было аж 46. Их первоначальный внешний вид немного отличался. Основным материалом для отделки выбрали оникс розового и бледно-зелёного цветов. Нижнюю часть облицевали чёрным мрамором с окантовкой из красного и белого. Верхнюю - украсили фарфоровыми капителями. Они абсолютно такие же, как коринфские, только вместо аканфа (характерный растительный рельеф) - пшеничные снопы и колосья.
Завершали всё это великолепие оригинальные светильники. Люстры из хрустального стекла в бронзовой оправе разместили в специальных нишах-куполах на потолке. Кроме того, в торце станции, пока ещё не открылся второй выход, разместили скульптуру И.В. Сталина. Её со временем убрали.
Увядающая красота
Как я уже писал ранее, Чечулин, похоже, не задумался о том, что не все материалы долговечны. #московское метро вполне может их разрушать. Так и случилось. Уже к 1950-м годам возникли проблемы. Оникс на колоннах начал трескаться, мраморный узорчатый пол износился, стёрся и выглядел очень плохо.
Колонны пришлось отделывать заново. На этот раз светлым мрамором. Узор на полу выложили гранитом. Правда он совсем не был похож на оригинальный. Получилось что-то вроде схематичного рисунка. В 1970-х очередь дошла и до светильников. Вместо шикарных люстр появилось нечто странное. Люминесцентные лампы, по форме напоминающие пропеллеры самолёта.
В отличие от всего остального, с плиткой на путевых стенах ничего делать не стали. Она мирно осыпалась вплоть до реконструкции "Киевской", которая случилась в 2010-х годах. Тогда станция выглядела удручающе. Единственный плюс - к тому моменту заменили светильники не нечто более утончённое. Хотя бы с плафонами.
Возрождение из обломков
Реконструкцию закончили в 2016 году. Она продолжалась около двух лет. За это время станции "Киевская" в буквальном смысле этого слова вернули исторический облик. Переделали облицовку путевых стен, заново уложили на пол украинский национальный орнамент. Он по-прежнему гранитный, однако рисунок очень похож на тот, что был при открытии в 1937 году.
И, конечно же, вернулись шикарные люстры, которые постарались воссоздать в точности такими, какими они были изначально. Благодаря проделанной работе станция "Киевская" стала чем-то похожа на итальянский палаццо. Здесь приятно находиться и рассматривать многочисленные украшения. Раньше платформа была невзрачной и полуразрушенной. Хотелось быстрее сесть в поезд и уехать. Сейчас же, наоборот, - остановиться и подольше насладиться декором станции.
Ниже прикрепляю ссылку на статью про первый метромост в #СССР .
Первый метромост в СССР: правда ли, что по нему опасно ездить?
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!