Найти тему
Киноамнезия

Тонкости воспитания: почему учителя перестали становиться главными героями российских фильмов?

Оглавление

Прикольные, грустные и креативные педагоги стали завсегдатаями только в зарубежных кинолентах

Недавно я пересмотрел фильм «Уроки французского». После просмотра данной киноленты меня словно током ударило. С премьеры фильма прошло более 40 лет, а он не потерял своей актуальности. Почему сегодня взаимоотношения учителей и учеников перестали интересовать российских режиссеров? Кроме сериала «Школа» Гаи Германики и «Как учитель глобус пропил» с Константином Хабенским, я не смог вспомнить ни одной современной киноленты, затрагивающей проблемы взаимоотношения педагога и его учеников.

Истории учителей и учеников интересны только зарубежным режиссёрам
Истории учителей и учеников интересны только зарубежным режиссёрам

Советское наследие

Сегодня все говорят о том, что нужно срочно возвращать престиж учительской профессии. Мол, настало время, когда учителей необходимо защищать от детей, особенно из очень обеспеченных семей. Например, популярный ведущий Дмитрий Дибров в ток-шоу «Секрет на миллион» на всю страну заявил, что воспитывает из своих детей графьёв. Работать с такими разбалованными графьями учителям непросто.

Дмитрий Дибров со своими графьями в студии ток-шоу "Секрет на миллион"
Дмитрий Дибров со своими графьями в студии ток-шоу "Секрет на миллион"

Очень часто педагоги жалуются на то, что о них дети «вытирают ноги». Такими чудовищными кадрами заполнен YouTube. А ведь еще каких-то 40 лет назад учителей ценили, уважали. Их авторитет был незыблем и неоспорим.

Учительский положительный образ активно ковался в таких фильмах как «Весна на Заречной улице», «Большая перемена», «Гостья из будущего», «Приключение электроника», «Бронзовая птица» и т.д. В советском кинопрокате можно найти десятки историй, рассказывающих об учениках и учителях. Есть как поучительные киноленты, так и раскрывающие проблемы взаимоотношения взрослых и детей. К таковой истории относится фильм «Уроки французского».

Кадр из фильма "Весна на Заречной улице"
Кадр из фильма "Весна на Заречной улице"

Фильм рассказывает о мальчике Володи, мать которого отправляет из деревни в райцентр учиться. Мальчик поселяется у женщины, потерявшей на фронте мужа и оставшейся с тремя детьми. Молоденькая учительница французского языка Лидия Михайловна пытается помочь Володе. Под предлогом дополнительных занятий она пытается накормить мальчика, но он отказывается от еды. И тогда учительница прибегает к хитрости: она предлагает ему играть в «пристенок» на деньги, и, конечно, подыгрывает Володе. Вскоре Лидию Михайловну выгонят из школы...

Кадр из фильма "Уроки французского"
Кадр из фильма "Уроки французского"

Данный фильм стоит посмотреть взрослым и детям хотя бы потому, что сегодня едва ли найдется кинокартина, персонажи которой настолько естественно играют свои роли, что ни разу не задумываешься о том, что это «всего лишь фильм». Причем, он в идеале передает дух эпохи, в которой жили наши деды и прадеды.

Но вернемся к современным реалиям. Я спросил у своих начитанных друзей: почему успех «Уроков французского» нельзя повторить вновь? Они отметили, что можно экранизировать много хороших произведений, центральными персонажами которых являются учителя и ученики. Но эти истории для массового зрителя устарели. Ценности, которые белой нитью проходят через советские фильмы, стёрты. Нравственные ориентиры современного общества потеряны.

Памятник учительнице из кинофильма "Весна на Заречной улице" в Запорожье
Памятник учительнице из кинофильма "Весна на Заречной улице" в Запорожье

В российском кинобизнесе, где главное прибыль, фильмы, нагруженные моралью, будут убыточными. Киноленты «на подумать» не в тренде у массового российского зрителя. Можно было, конечно, снять такие фильмы на государственные деньги, но по факту получится либо аналог «Крымского моста», либо «Союза спасения» (подробности по ссылке). Увы, но на государственные деньги наши режиссеры разучились снимать качественные фильмы.

Европейский и американский опыт

Тем временем, зарубежные режиссёры продолжают снимать качественное кино про взаимоотношения учителей и учеников. Лично мне запомнился фильм «Самый лучший папа». Главную роль в нём сыграл Робин Уильямс. Его герой - отец и по совместительству робкий учитель в школе. Сын «Самого лучшего папы» погибает во время шалостей с веревкой на шее. Убитый горем отец пишет дневник от имени погибшего ребёнка и делает его иконой школы.

Кадр из фильма "Самый лучший папа"
Кадр из фильма "Самый лучший папа"

«Самый лучший папа» показывает плюсы и минусы современной школы. Главная мораль фильма заключается в том, что не нужно бояться одиночества, куда опасней находиться среди людей, которые заставляют тебя чувствовать это одиночество.

Также лично мне в душу запал фильм «Улыбка Моны Лизы» с Джулией Робертс в главной роли. Он рассказывает о воспитании истинных леди в частной школе полной консервативных традиций, куда попадает прогрессивный педагог. Её цель воспитать из девочек не домохозяек, которые войдут в историю как кухарки и прилежные жёны неверных мужей, а личностей, способных творить историю.

Кадр из фильма "Улыбка Моны Лизы"
Кадр из фильма "Улыбка Моны Лизы"

Очень сильный момент фильма, когда героиня Робертс показывает слайды с рекламой 1950-х годов, которые отражают истинное положение женщин в истории второй половины XX века. Девушек этот эпизод явно заставить задуматься над своей жизнью.

Ещё один сильный фильм — «Общество мёртвых поэтов». В центре этой истории Джон Китинг — новый преподаватель английской словесности в консервативном американском колледже. Однажды он посвящает своих подопечных в тайну Общества мёртвых поэтов. С этого момента каждый из учеников старается обрести свой собственный голос в безликом хоре, взглянуть на окружающий мир, высоко подпрыгнув над серой школьной оградой. Без спойлеров, но после просмотра этого фильма хочется рыдать. Настолько сильный финал.

Кадр из фильма "Общество мёртвых поэтов"
Кадр из фильма "Общество мёртвых поэтов"

Также есть «Отличница легкого поведения» и «Очень плохая учительница» с Кэмерон Диаз в главной роли. Эти комедии показывают все прелести американской системы образования. Возможно, многие скажут, что так жестко стебаться над священной школой, просто кощунство. Но такие истории также имеют место быть. Они коммерчески успешны.

Кадр из фильма "Очень плохая учительница"
Кадр из фильма "Очень плохая учительница"

В общем, мне очень жаль, что таких фильмов не сняли современные российские режиссеры. Мы вновь будем пересматривать «Уроки французского», «Чучело» с юной Кристиной Орбакайте, а затем смотреть видеоролики в YouTube, где очередные детины издеваются над учителем, либо на которых педагог матом кроет пятиклассников.

После просмотра такой документалистики дети под «Ягу» будут смеяться над нашими нравоучениями, а мы, старея, будем вспоминать Марью Ивановну и мысленно благодарить её за то, что она воспитала из нас человека.

Кадр из фильма "Чучело"
Кадр из фильма "Чучело"

Получается, что пока роль школы в нашем обществе размыта, режиссёры не смогут повторить успех советских коллег, которые снимали нестареющие картины о ценностях образования и героях навсегда утраченного времени.

Спасибо, что дочитали до конца. На «Киноамнезия» вас ждёт много всего интересного из мира кино, музыки, литературы, игр и телевидения.

На почитать:

Алиса против Алисы: почему советская сказка про «Страну чудес» лучше диснеевского мультфильма

Очень старое кино: "уютные" фильмы для рождественского настроения

Крепостные балерины: кто эксплуатирует одаренных детей и как этому помешать?

Любители халявы: светская львица объяснила, почему из россиян получается плохая прислуга