Найти тему
6000 миль до Голливуда

Сибирь

Оглавление

(Siberia, 2020, Италия)

- Читал, дядя Имрын, что этот хмырь из "6000 миль до Голливуда" про наше кино написал?  - Тьфу, срамота, однако! - Вот и я говорю: что бы он понимал в настоящем высоком искусстве!
- Читал, дядя Имрын, что этот хмырь из "6000 миль до Голливуда" про наше кино написал? - Тьфу, срамота, однако! - Вот и я говорю: что бы он понимал в настоящем высоком искусстве!

Что ожидать от уже шестого совместного фильма Абеля Феррары и аж четырежды краснознамённого несправедливо обломанного с Оскарами, Уиллема Дефо?
Ну, истовых поклонников того и другого их очередной творческий замес вряд ли уже по-настоящему удивит, а тем более шокирует. Однако случайного зрителя, тем паче российского, кого привлечёт постер и кадры с Дефо в снегу на собачьей упряжке, «Сибирь» рискует жёстко швырнуть через бедро. А потом впечатать в татами с таким грохотом, что бороться с нею вмиг не останется ни сил, ни желания.

А то, что простых, не эстетствующих зрителей тут ждёт именно борьба, а не расслабон под пиво, это факт. Ибо официальная «сибирская» аннотация коварна: в ней написали лишь то, ЧТО вы увидите на экране в ближайшие полтора часа, но ни словом не обмолвились, КАК вам это покажут. И если вы настроились на ещё один фильм о выживании иностранца в тайге или средь таёжного криминала ("Путь домой", "Профессионал" , "Бегущий по льду"), то ваш настрой в корне неправильный.
Потому что готовиться надо было к совершенно иному. А именно: к чистому, безудержному потоку сознания Абеля Феррары! Который даже в свои 69 лет не боится услышать в свой адрес: "Ну и забористые у тебя "колёса", мужик! Ты бы это... того... поменьше бы с ними заигрывал".

Взлетает абелева фантазия тоже с оригинального аэродрома.
Итак, горы, снег, заметенные дороги, по которым только на собачьей упряжке и разъезжать. А посреди этой беспросветной глуши стоит... одинокий бар! И - нет, он не филиал легендарного
"Titty Twister", хотя это было бы песец как круто, а обычный бар, чем-то напоминающий постоялый двор из "Омерзительной восьмёрки" . По крайней мере двери у них обоих такие же беспонтовые, со щелями шириной в три пальца, которые никто не законопачивает даже в мороз и вьюгу.

" - Лошадью ходи, век воли не видать!" ©
" - Лошадью ходи, век воли не видать!" ©

Впрочем, бар "У незамерзающего Тарантино" не единственное чудо на этом краю света. Второе из них - бармен-иностранец Клинт (Уиллем Дефо), спаивающий виски (а чем же ещё?) забредающих к нему на огонёк охотников, не то якутов, не то иных аборигенов-северян. Заодно выясняется, что Клинт не со скуки, а исключительно по любви обрюхатил одну из местных девушек, чего сам он отнюдь не отрицает...

...И тут-то Клинта (читай Абеля Феррару) вдруг нахлобучивает сразу и не по-детски.
Если не брать в расчёт последние 10 минут, то путь от завязки до финала картины, это нескончаемая череда видений разной степени мутности. Потому что Клинта уже в родном баре терзают безумные призраки прошлого. Ну а когда он уезжает с верными лайками в некую мистическую пещеру, дабы заняться в ней углубленным духовным самокопанием, там его и вовсе расплющивает стотонным прессом глюков. Таких зверских, что даже зритель вынужден периодически себя щипать, чтобы убедиться: ага, он ещё бодрствует и смотрит кино, а не кошмарный сон.

Одно плохо в сибирской собачьей упряжке: уж коли бобики разбегутся, лови их потом до самых Кара-Кумов!
Одно плохо в сибирской собачьей упряжке: уж коли бобики разбегутся, лови их потом до самых Кара-Кумов!

Однако, как и в случае "оговорочки по Фрейду", даже в столь диком глюкомесиве Феррара не избежал постылых штампов о "Сыбьир-матьюшка". Сугробы, метель, водка, ушанка, одежды из шкур, медведь, бабушка-алкашка, пышногрудая Дуня, свора лаек и, конечно - конечно! - ГУЛАГ!
ГУЛАГ, Карл!.. Неужели без последнего галлюцинации Клинта попросту не склеивались и теряли остатки смысла, так, что ли?

***

В общем, для кого-то "Сибирь" Феррары, это эвересты высокохудожественного символизма и перемигивание с творчеством Кастанеды, а для кого-то - бред сивой, пегой и прочих кобыл, вместе взятых.
Всё будет зависеть лишь от того, под каким углом вы будете на это смотреть и какие выводы из этого делать.

Что же касательно меня, всю жизнь живущего на опушке сибирской тайги, то мне наблюдать за Сибирью Феррары и матёрым сибиряком Дефо было весьма забавно, и ничего против них я не имею.
В конце концов, если бы в меня самого влили литр водки, а потом заставили снимать сюрреалистическое кино про Амазонку или Галапагосы, результат был бы во стократ жутче, кто бы спорил.

Трейлер фильма: