С тех пор, как люди придумали лепить посуду из глины, а потом ее еще и обжигать, керамические сосуды сопровождают любую цивилизацию вне зависимости от ее развитости. Причем каждая культура создавала керамику, чуть отличающуюся от более ранней, от «соседской», от более поздней, и поэтому ее внешний вид часто помогает археологам определять эпохи.
Даже, например, внутри греческой истории каждый этап сопровождает своя, определенная керамика – с конкретными формами и орнаментами. Впрочем, и в догреческой тоже. Древние жители Крита, объединяемые в истории в минойскую цивилизацию, создавали чудесные керамические сосуды. При этом форма этих сосудов могла быть разной, а вот роспись – повторяться.
Морские мотивы пришли в минойскую вазопись на рубеже XVI-XV веков до н.э. на смену линейным растительным орнаментам стиля Камарес. Роспись в «морском» стиле обычно выполнялась темной краской по светлому фону.
Для этого стиля характерны изображения осьминогов, морских раковин, водорослей и прочей живности. Пластичность морской фауны позволяла художникам заполнить поверхность сосуда, в то же время лишив его границ. Керамика приобретала некую «прозрачность», как бы позволяя «увидеть» то, что находилось у нее внутри.
Несмотря на некоторую схематичность изображения, роспись все же живо свидетельствует о том, что минойские художники отлично были знакомы с предметом, который рисовали.
Интересно, что «морской» стиль в вазописи использовался на Крите весьма короткое время. Это позволило некоторым исследователям сделать предположение, что их производили в одной мастерской или нескольких связанных друг с другом мастерских. С окончанием деятельности этих мастеров – гончаров и вазописцев – прекратилось и производство «осьминожьих» сосудов. Правда, стопроцентных доказательств этой гипотезы нет.
Представленные в этой статье сосуды происходят из раскопок критских поселений и захоронений, как крупных, так и мелких. Это Закрос, Малия, Гурния, Палекастро, мегарон в Ниру Хани, толос в Камилари – география распространения сосудов «с осьминогами внутри» широка. Их использовали в жизни, их клали умершим в могилы.
Для сравнения – три микенских вазы XV века до н.э. в том же стиле. Микенская цивилизация развивалась чуть позже минойской и на материке. Только в период заката минойской цивилизации микенцы высадились на Крите и заняли дворцы первых. Они многое переняли у минойцев, включая и орнаменты «морского» стиля в керамике.
Минойскую керамику из этой статьи можно увидеть в экспозиции Археологического музея Ираклиона – столицы Крита. А вот микенские вазы находятся на материке – в Национальном Археологическом музее в Афинах.
Подписывайтесь на канал "Древности нашей ойкумены"! У нас много интересных материалов по истории и археологии.