Учебные программы наших школ и университетов предлагают для изучения большое количество предметов, большая часть которых уже потеряла актуальность. Это происходит по разным причинам: какие-то предметы в принципе не очень подходят для профессиональной деятельности, способствуя только общему развитию, остальные не успевают обновлять программу в ногу со временем. Почему же такая ситуация происходит из года в год?
Современная школа – пережиток прошлого?
Современная система среднего образования – в России, да и по всему миру – имеет множество противоречий, которые сильно снижают эффективность естественного для детей образовательного процесса. Вот некоторые из них:
- Вместо развития творческого мышления и креативности в школах ребят учат стандартам, которые делают их похожими друг на друга
- Для ребенка процесс познания состоит из любопытства и энергии познания, которая в течение дня появляется наплывами. А учебные заведения усаживают детей за парты и подают готовый набор фактов
- Административные верха говорят, что хотят снизить число детей, которые вылетают из школ, однако создают такие учебные стандарты, что туда не попадает ребенок с другим взглядом на мир
- Хороший учитель способен проявить в детях характер, вдохновить на творчество и познание, помочь развить талант. Но они вынуждены бороться с системой с бюрократией, чтобы сделать занятия не такими скучными.
Ответ на вопрос о существующих нестыковках кроется в прошлом: существующий подход к среднему образованию был сформирован в эпоху индустриализации, поэтому нужно было больше рабочих рук, а не думающих голов. Отсюда запрос на общие стандарты, отсутствие критического мышления и навыка к малейшему взаимодействию с остальными ребятами.
Но эпоха индустриализации давно позади, российское общество сделало шаг в следующую – постиндустриальную. А подход к обучению остался прежним. Поэтому ребята и получают на школьной скамье навыки, которые можно назвать избыточными и непродуктивными. Их естественный инстинкт познания подавляется, вынуждая вместо практического изучения сидеть на месте и слушать.
Существует мнение, что заучивание предметов и сдача экзаменов в виде тестов способна убить естественную любознательность и стремление к познанию мира. А в худшей перспективе – разрушить будущее целого поколения молодых людей.
Мы не говорим, что теперь детей нужно «выбросить» во взрослый мир, чтобы они на своем опыте учились всему сами. Нет! Но система образования принесет больше пользы, если будет курировать ребят, направлять и поддерживать, а не выдавать готовые факты.
На Западе почти все школы перешли на более свободный формат обучения в школах: детям не сразу начинают ставить отметки, знания подаются в игровой форме, а не в принудительно-заучиваемой.
Отсутствие жестких рамок – общая черта успешных образовательных программ из мирового опыта. Ребятам создаются условия для самостоятельного изучения мира, а учителя на этом пути просто помогают.
Школьные предметы, которые вызывают вопросы
Современное среднее образование в России заставляет задуматься не только потому, что при обучении используется не самый удачный подход – есть другая причина. Большую часть учебных часов занимают дисциплины, которые не имеют направленной пользы для подрастающего организма. По крайней мере в том виде, в котором они реализованы сейчас. Знания, полученные на этих предметах, не понадобятся для поступления в вуз или приема на работу в будущем – они носят только просветительский характер.
Посмотрим на конкретных школьных дисциплинах, что с ними не так и как можно это изменить:
ОБЖ
Знаменитый предмет «для прогулов», где сумбурно даются знания из разных сфер жизни – от поведения на пожаре до полового воспитания. Такое чувство, что сюда попадает всё, о чем не говорят на других уроках. Само собой, ученики не воспринимают ОБЖ как нечто серьезное, поэтому и не всегда ходят.
Отношение явно будет другим, если на ОБЖ действительно рассказывать про навыки выживания на природе или давать основы самообороны (желательно с практикой). Сейчас, например, спросом пользуются правила дорожного движения для велосипедистов, роллеров и тех, кто ездит на самокате – в некоторых ситуациях неясно, по проезжей части двигаться или пешеходной, из-за чего можно ненароком задеть и покалечить окружающих.
ИЗО
Современные уроки изобразительного искусства из развития творческого потенциала и умения рисовать различные объекты превратилось в веселье с непонятными поделками. Ладно бы еще сами учителя проще относились к созданным «шедеврам», подавая материал на уровне «дважды два четыре». Однако многие не брезгуют нелестными выражениями в адрес школьников, которые не смогли в полной мере отразить задумку учителя. Это как минимум недостойно педагога.
Конечно, есть смысл оставить практику и обучение по рисованию, ведь это хорошая база для развития профессиональных компетенций, связанных с визуальными образами (дизайнер, иллюстраторов и так далее). Чаще всего такие ребята уже обучаются у специалистов, но вызвать живой интерес у остальных ребят грамотно составленный урок ИЗО всё же может. А если дополнить его историей искусств (совместить ИЗО и МХК), научить ребят разбираться в стилях живописи и понимать скульптуры, то в итоге к совершеннолетию они имели бы неплохой культурный багаж за плечами и могли применить это в общении.
Музыка
Еще один школьный предмет, на котором дети до сих пор занимаются, «чем повезет», а не музыкой. Понятно, что сложно за 40 минут организовать каждому ученику экспресс-урок игры на фортепиано или другом инструменте. Однако большинству будет полезно получить знания о композиторах российских и зарубежных, понимать хотя бы в общих чертах развитие музыкального направления в мировой истории. Ребятам постарше будет интересно разговаривать про современную музыку, уметь уважать чужой музыкальный вкус – здесь хорошо справится интерактивное творческое задание, где ребята будут взаимодействовать друг с другом.
Это самые частые примеры «бесполезных» предметов по мнению школьников – в этот список, к сожалению, с легкостью попадут и другие дисциплины из школьной программы. Однако даже если следовать предложенным рекомендациям, едва ли это поднимет образование на «новый уровень» – менять надо сам образовательный подход. А вы бы с чего начали?
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.