Найти тему
КинООфилин

Знаковый французский хоррор 1960 года: "Глаза без лица"

Во времена четвёртой республики Франции было не до ужастиков. Хватало вполне реальных проблем с кризисом по всем фронтам. Отдавая предпочтение комедиям и детективам, родина кинематографа оказалась бесконечно далека от хорроров. Однако одновременно с переходом к пятой республике интерес к жанру стал проявляться всё отчётливее.

В 1959 году успешный продюсер Жюль Боркон решается выйти на международный рынок кинохорроров с экранизацией свежего романа Жана Редона.

"Глаза без лица" 1960 год режиссёр Жорж Франжю

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Продюсер доверил работу над картиной Жоржу Франжю. Товарищ в 27 лет стал сооснователем будущей французской синематики, но первый полнометражный художественный фильм снял только в 46. Лента "Головой об стену" рассказывала о жутких условиях в психиатрической лечебнице милой сердцу Франции. Именно из-за этого фильма продюсер дал режиссёру творческую свободу с условием того, что картина в итоге сможет выйти в прокат во всех крупных европейских странах. Франжю надо было снять фильм ужасов без кровавых излишеств, дабы выйти во Франции, без издевательств над животными, чтобы попасть в кинотеатры Великобритании, и исключить из сюжета сумасшедшего учёного - на них особо остро реагировали в Германии.

Сумасшедший пластический хирург всеми силами старается исправить свою ошибку. В автокатастрофе его дочь получила ужасные травмы, несовместимые с лицом. Теперь он вынужден кроваво снимать кожу с живых девушек в надежде пересадить их лица своему чаду. Для отработки техники и способов трансплантации врач занимается вивисекцией.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Прочитав сюжет и требования, можно представить себе, какая нетривиальная задача стояла перед режиссёром. Справедливо рассудив, что на такой закваске хорошего детектива не создать, как истинный сторонник сюрреализма Франжю пригласил переработать сценарий известнейших корифеев жанра Буало и Нарсежака. Знатно потрудившись, они выровняли характеры, прописали эпизоды придающие доктору больше человечности, вывели в главные персонажи пострадавшую дочку и начисто сбрили весь основной налёт логических загадок и тайн. Довольный результатом, режиссёр окончательно решил сосредоточиться на внешней составляющей картины и символизме.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

К примеру, эпизод, когда доктор избавляется от тела очередной жертвы под звон колокола и нарастающий шум двигателя самолёта, призван продемонстрировать разочарование человека в религии и неумолимость научно-технического прогресса. Огромный поклонник старой школы французского кино и сторонник сюрреализма, режиссёр проложил дорогу, по которой позже проедет Фридкин в "Экзорцисте". Самые напряжённые и тяжёлые сцены связаны не с потусторонними и странными вещами, а с медицинским вмешательством в организм. Получившийся фильм по тонкому льду, но прошёл все цензурные препоны. Зрители были настолько впечатлены экранным действом, что на сцене первой операции массово падали в обморок. Судя по сохранившимся документам, это не коммерческий трюк, а реальность.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Многие современные жанровые режиссёры посмотрели фильм ещё в детстве или юношестве. Им он послужил вдохновением для собственных проектов. Так, Карпентер признавался, что идея с обезличенной маской для убийцы пришла ему в голову после просмотра фильма Франжю. Хесус Франко снял неофициальный ремейк ленты уже через два года после премьеры. В наше время известный провокатор Лео Каракас снял актрису, игравшую роль обезображенной дочки, в прекрасной ленте "Корпорация "Святые моторы". Знаменитая маска в кадре присутствовала.

Конечно, теперь уже фильм смотрится несколько затянутой зарисовкой на тему, но отдельные эпизоды способны заставить сопереживать героине, а сцены хирургических операций сняты просто прекрасно. Классика ужасов, опередившая время в одном и стремительно устаревающая в другом. Обязательно к просмотру всем желающим понять, как развивался и создавался жанр. Чего у ленты не отнять - так это поэтичного сюрреалистичного взгляда товарища Франжю.


Подписывайтесь, ставьте лайки, комментируйте. Это помогает публикации получать новые показы. Статьи выходят два раза в день. Обзоры всех новых ужасов и подборки лучших и худших.