Найти тему
Navygaming Channel

А системы Герна и Боткина вам известны? - тогда вспомним

Не претендуя на истину в последней инстанции, просто вспоминаем и размышляем над метаморфозами в развитии оружия.

Цикл: Торпедное оружие российского Императорского флота: история возникновения и становление (по материалам работы Литвиненко Е.Я.)

Уважаемые друзья, заканчиваем вспоминать отдельные аспекты эволюции пусковых устройств для торпед.

4. ЭВОЛЮЦИЯ ПУСКОВЫХ УСТРОЙСТВ ТОРПЕД. 4.5.Малоизвестные пусковые устройства торпед подводных лодок

В прошлой публикации, мы рассмотрели различные виды, типы, способы пуска мин (торпед) или минных (торпедных аппаратов), и систематизировали их и провели классификацию. Однако мы немного поторопились, так как не рассмотрели еще несколько интересных устройств, которые тем не менее нашли отражение в нашей схеме.

К малоизвестным пусковым устройствам торпед для подводных лодок можно отнести торпедный аппарат конструкции К.Б. Герна, аппараты конст­рукции Е.В. Колбасьева, аппараты конструкции А.С. Боткина и аппараты под­водной лодки «Форель». Вкратце познакомимся с их предложениями.

Генерал-лейтенант Г.Б.Герн
Генерал-лейтенант Г.Б.Герн

1.Константин (Оттомар) Борисович Герн уже известен нашим читателям, мы с ним познакомились когда вспоминали историю создания подводных лодок для русского флота. Так вот К.Б.Герн, как мы помним, сконструировал и построил на заводе Берда в 1872 году боевую систему «подводная лодка - пусковое устройство - торпеда», которая к сожале­нию не была испытана. Отличие ее заключалось в том, что торпеда подвешивалась под корпус сверхмалой подводной лодки при помощи особого механизма (пускового устройства), конструкция которого не сохрани­лась. Однако оригинальный принцип подвески торпеды был в 40-х годах XX в. неоднократно использован в Германии при создании своих сверхмалых под­водных лодок.

-2

2.Подводная лодка, построенная в Германии и названная впоследствии «Фо­рель», имела необычную архитектуру (съемные, наружные, герметичные труб­ные аппараты для торпед Шварцкопфа), следующие тактико-технические дан­ные: длину - 12,5; ширину - 1,65 (без съемных наружных торпедных аппара­тов); осадку — 1,1 м; надводное водоизмещение -17 т; подводное водоизмеще­ние -18 т; мощность гребного электродвигателя - 44 кВт; скорость в надвод­ном положении - 4,5 уз; скорость в подводном положении - 3,5 уз; дальность плавания над водой - 20 миль; дальность плавания под водой — 18 миль; глуби­ну погружения -30 м; вооружение - две торпеды в съемных наружных торпед­ных аппаратах.

-3

При испытаниях выяснилось, что скорость хода после установки торпедных аппаратов уменьшилась с 6 до 4,3 уз, а дальность плавания уменьшилась до 18-20 миль в связи с ограниченной емкостью аккумуляторной батареи.

Великий русский ученый и флотоводец вице-адмирал С. О. Макаров пред­ставлял будущее подводных лодок вполне реалистично: «В морских войнах подводные лодки будут играть некоторую роль, в особенности во время борь­бы за обладание рейдами, а также при всяких блокадах и вообще действиях у берегов воюющей страны... надо предусматривать, что со временем подвод­ные лодки могут принять участие даже в сражениях в открытом море».

Однако, несмотря на предвидение Степана Осиповича класс малых («крепостных») подводных лодок, казавшийся столь перспектив­ным до начала русско-японской войны и предназначавшийся для атаки при­ближающихся кораблей или активных действий при тесной блокаде порта, не получил в дальнейшем значительного развития в отечественном флоте. В то время казался перспективным также тип «возимых малых лодок». Так, ещё в 1897 г. СО. Макаров указывал на возможность использования подводных ло­док не только в прибрежной обороне, но и в открытом море: «Полагаю, что не представляет больших затруднений разработать 12-тонную лодку, которая могла бы подниматься на боканцы. Таких лодок большие корабли могут иметь по две... ».

Подводная лодка "Форель" на четырехосной железнодорожной платформе
Подводная лодка "Форель" на четырехосной железнодорожной платформе

Эта идея в чем то близка вооружению крупных кораблей минными катерами, которая для 80-х годов XIX века эта идея казалась достаточно удачной (особенно помня успехи парохода "Великий князь Константин"), но с развитием броненосцев сошла не нет. Так произошло и с "малыми ПЛ". Но идея «возимых малых лодок», практически не осуществленная в отечест­венном флоте, нашла применение в зарубежных флотах через полвека, в годы Второй мировой войны. В частности, такие лодки, получившие классификацию сверхмалых, японцы использовали при ата­ке на главную Тихоокеанскую военно-морскую базу США в Пёрл-Харборе (1941 г.), известны операции таких и подобныхбоевых средств и другими странами (Великобритания, Германия, Италия). Но это тема для другого исследования - здесь мы ограничиваемся все же Первой мировой войной.

3.К таким "крепостным" подводным лодкам можно отнести подводную лодку ("минный катер") системы лейтенанта А.С. Боткина, являющуюся "полуподвод­ным" судном. Глубина ее погружения регулировалась с помощью двух балластных цистерн.

Она имела следующие тактико-технические характеристики: во­доизмещение с балластом -14 т; наибольшую длину - 8,7; диаметр корпуса -1,98 м; мощность керосинового двигателя - 10 кВт; скорость хода в зависимо­сти от степени погружения - 4-7 уз.
Подводная лодка А.С.Боткина
Подводная лодка А.С.Боткина

Эта подводная лодка имела два наружных аппарата для стрельбы 381-мм торпеда­ми Шварцкопфа в сторону кормы. Эти аппараты являлись развитием решетча­тых аппаратов Уайтхеда - Александровского; отличием их явились конусооб­разные обтекатели, установленные в передней части кольцевых решеток (для уменьшения сопротивления воды при движении лодки). Для пуска торпеды не­обходимо было убрать стопор, крепивший торпеду в решетке, и, дернув за спе­циальный тросик изнутри корпуса, откинуть курок торпеды (то есть пустить маши­ну). В августе 1905 года подводная лодка под командой мичмана В. Л. Сологуба совершила переход в Кронштадт, где произвела пробную стрельбу. Правда встречаются материалы, где указано, что большую часть пути подводная лодка прошла на буксире у парохода сопровождения, так как собственная скорость ПЛ была слишком мала. Сразу после этого единственного и не во всем удачного испытания ее отправили во Влади­восток, причем «без особых приспособлений для ныряния». Позднее ее боевую ценность признали незначительной, отсутствовали в начальный период русско-японской войны также и торпеды Шварцкопфа.

Подводная лодка А.С.Боткина на двухосной платформе для перевозки по железной дороге
Подводная лодка А.С.Боткина на двухосной платформе для перевозки по железной дороге

Во Владивостоке ПЛ числилась "минным катером" и использовалась в Отдельном отряде миноносцев Владивостокского порта.

По имеющимся данным "полуподводная лодка" А.С.Боткина была перестроена из подводной лодки Джевецкого (вариант 3) на Балтийском заводе на средства Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования.

Не имевшую названия лодку системы Боткина так и не зачислили в списки флота, а подводники называли ее «Чилимом»». Использовалась эта подводная лодка для доставки грузов в бухту Улисс.

4.Подводная лодка «Петр Кошка» (встречается наименование "Матрос Петр Кошка") или подводный миноносец Е.В.Колбасьева имела водоизмещение 20 т при длине корпуса 15,2 м, ширине 1,27 м и высоте 3,05 м (при выдвинутой рубке). В трех носовых и трех кормовых секциях размещались механизмы управления горизонтальными рулями, балластные цистерны и аккумуляторы системы Бари весом 4 т. В трех центральных секциях находились два члена экипажа и энергоустановка, состоявшая из шести электродвигателей общей мощностью 18 кВт, по два электродвигателя в каждой секции (в других вариан­тах сборки лодки число электродвигателей доходило до 18, то есть общая мощ­ность составляла 53 кВт). Валы с гребными винтами располагались под углом 20 градусов к диаметральной плоскости, что способствовало лучшей поворот­ливости, путем увеличения или уменьшения частоты вращения соответствую­щих двигателей. Глубина погружения лодки составляла около 20 м, причем ме­ханизм, управлявший выдвижением рубки (игравшей роль «рыбьего пузыря») из корпуса, позволял лодке держаться под перископом без хода, а в случае, если бы лодка, как сообщают документы, «опускалась на опасную для нее глубину, этот механизм заставлял ее всплывать на поверхность».

-7

Вооружение подводной лодки состояло из двух "совкообразных" торпедных аппаратов, раз­мещавшихся в диаметральной плоскости и стрелявших в сторону носа и кормы. По замыслу конструктора, если при сближении с противником первый выстрел окажется неудачным, то, пройдя под неприятельским кораблем, лодка выпустит торпеду из кормового аппарата. На испытаниях в Кронштадте скорость под­водного хода достигла 6 уз, а надводного - 8,6 уз. Но небольшая дальность пла­вания (15 миль при полной скорости и 40 миль при скорости 4 уз) и выявив­шаяся при испытаниях неустойчивость на курсе в подводном положении по­зволяли использовать эту подводную лодку только для оборонительных дейст­вий вблизи гавани. Известно также, что летом 1903 г. торпедные аппараты дважды отказывали при опытовой стрельбе под водой, следовательно, их надеж­ность оставляла желать лучшего. В итоге после неудачных испытаний лодка была оставлена Колбасьеву и через некоторое время ее разобрали на металл.

Подводная лодка "Петр Кошка"
Подводная лодка "Петр Кошка"

Не удивлюсь, если по конструкции современный читатель отнесет ПЛ "Петр Кошка" к сверхмалым подводным лодкам (уж очень она похожа на "Пиранью" ), о которых мы уже упоминали, и возможно когда то расскажем. А на этом точно всё, что мы хотели рассказать о пусковых устройствах подводных лодок в заданном историческом периоде. И как видим вариантов было много, но в итоге остановились на "классике" - на трубчатых торпедных аппаратах.

Спасибо.