Есть в коллекции Веломузея очень интересная фотография большого формата, явно дореволюционного времени. Когда я ее приобрел в 2014 году, никаких подробностей о событии, запечатленном на фото, продавец сообщить мне не смог, да и на обороте никаких подписей не оказалось. Качественное постановочное фото, запечатлевшее группу велосипедистов со своими стальными конями на улице на фоне некоей колоннады.
На картере цепной передачи одного из велосипедов можно было узреть надпись "С-Петербург - Париж".
Информация от продавца этими сведениями и ограничивалась... Мои соображения после беглого осмотра фото оказались таковы:
1. это фото я уже видел - скорее всего оно было опубликовано в каком-то из русских велосипедных журналов, имеющихся в моей коллекции (хорошая зрительная память - Альфа и Омега любого коллекционирования);
2. судя по конструкции велосипедов и одежде людей, фото относится в периоду 1893-1896 годов;
3. фотографировал мастер своего дела;
4. визуально я сразу определил по крайней мере трех людей с фотографии - по именам и фамилиям. На основании уже этих выводов решено было фотографию приобрести. Дорога домой оказалась очень волнительной - не терпелось углубиться в первоисточники и расставить "все точки над Ё". Сперва я уточнил по своим записям, кто и когда в 1890-х годах ездил из Петербурга в Париж на велосипеде. Итак, всего 6 известных поездок... Две отметаются, так как не укладываются в период 1893-96 годов. Еще две - отсеяны, так как в моей коллекции есть уже фотографии путешественников с их велосипедами и они явно не совпадают с изображенными на данном фото. Одна также отпадает, так как имеется портрет путешественника (это мировой рекордсмен и чемпион француз Шарль Террон) - и его нет на вновь обретенной карточке. Остается всего один вариант: "15 сентября 1894 года известные московские гонщики Ф.П. Кавский и А.Я. Докучаев выехали из Петербурга в Париж с целью побить существующий рекорд на эту дистанцию. Путь в 2800 верст они преодолели за 18 дней. Вследствие отвратительной погоды и соответствующего состояния дорог рекорд остался непобитым. Во Франции путешественники посетили велосипедную выставку. " Еще одно погружение в недра коллекции и вот передо мной портреты гг. Кавского и Докучаева - нет сомнений, на фото - проводы петербургскими спортсменами москвичей в длительное путешествие до Парижа!
Двухрядная колоннада узнается - это Московские Триумфальные ворота (хотя первоначальная моя версия предполагала, что это - Казанский Собор на Невском).
Ура! За подробностями я полез в дореволюционные вело-журналы...
В "Самокате" от 17 сентября есть только маленькая заметка об этом событии, а вот "Велосипед" меня порадовал, да еще как!!! Небольшая заметка, в качестве иллюстрации - моя фотография, а внизу подпись мелкими буквами: "С фотографии К.К. Булла". Как говорится: кто знает - тот поймет! Карл Карлович Булла был одним из самых известных русских фотографов и, наверное, самым прославленным «репортажником» - им была создана буквально фотолетопись множества значимых событий, происходивших в 1890-1910-х годах в Петербурге и других городах России. Сохранившиеся фотографии Карла Карловича и его сыновей – Виктора и Александра – бесценные свидетельства и иллюстрации ушедшей эпохи! В коллекции Веломузея хранится более двух десятков фотографий работы ателье Булла в аутентичной печати.
У многих велосипедистов, запечатленных на фотографии, видны значки, приколотые на лацканах пиджаков. По их характерной форме легко узнать знаки членов Петербургского Общества Велосипедистов-Любителей. Судя по всему, члены этого уважаемого велосипедного общества приехали проводить московских спортсменов в долгий путь.
Из моего реестра деятелей Российского велосипедного дела:
Федор Петрович Кавский. Один из первых московских велоспортсменов. В гонках участвовал с 1888 по 1895 год. Числился в высшем разряде гонщиков. В 1890-х годах почетный секретарь Московского Общества Велосипедистов-Любителей. Совершил несколько длительных путешествий на велосипеде: Петербург — Варшава — Берлин — Париж (ок. 3000 верст за 18 дн., 1894), Москва — Киев — Львов — Будапешт — Вена — Триест — Венеция — Болонья — Флоренция — Рим (1895), Варшава — Прага — Ишль — Зальцбург — Мюнхен — Штутгарт (1898). Был уважаемым судьей и неоднократно судил крупные велосипедные соревнования, единогласно избирался председателем гоночной комиссии МКВ. В 1910-х годах увлекся мотоциклом и автомобилем, совершил несколько длительных рейдов на автомобиле (на выставку в Брюссель, рейд Рига — Берлин — Дрезден — Мюнхен — Грац — Будапешт — Краков — Варшава — Вена — Триест — Венеция — Милан — Генуя — Лион — Ратенбург — Эйзенах — Берлин — Познань — Варшава). Был председателем Московского Клуба Мотористов и товарищем (заместителем) председателя Московского Автомобильного Общества (МАО). В 1900–1920-х годах владел магазином, торгующим велосипедами, мотоциклами, автомобилями и принадлежностями для них.
Александр Яковлевич Докучаев
(1872–1917. Москва)
Известный трековый гонщик-стайер, неоднократный чемпион Михайловского манежа. Впервые обратил на себя внимание публики 23 марта 1895 года в Михайловском манеже, где установил всероссийские рекорды 6- и 12-часовой езды. На треке МОВЛ установил всероссийские рекорды 24-часовой езды (12–13 авг. 1895) и 12-часовой езды (29 февр. 1896), побив собственные прежние рекорды. Обладатель звания «Лучший ездок Севера России» на дистанции 25 верст в 1897 году. В 1898 году заведовал велодромом «Гумбер» на Тверской заставе. Журнал «Циклист» писал по этому поводу: «...Нечего и говорить, как приятно обучаться под руководством такого опытного гонщика. Практические советы понимающего спортсмена при обучении велоезде положительно необходимы, и тем симпатичнее деятельность Докучаева». На гонках выступал до 1904 года. В 1900 году держал магазин и мастерскую на Большой Никитской - торговал велосипедами Stayer. В 1910-х годах стал сначала механиком в авиашколе «Орел» Б. С. Масленникова, с которым находился в дружеских отношениях, позже — инструктором-пилотом летной школы Московского общества воздухоплавания. Работал инструктором в 1910–1917 годах, в то же время был известен как мотогонщик.
В ангарах школы и у себя дома строил самолеты на свои средства и частично на средства летчика-спортсмена Масленникова. Кроме своего первого самолета, построенного в 1910 году, построил еще пять машин своей конструкции, особой оригинальностью не отличавшихся. Ему помогали ученики — летчики школы (в 1912–1915 с ним работали впоследствии известные пилоты А. И. Жуков и А. П. Бобков) и рабочие завода «Дукс».
В 1910–1917 годах был личным механиком Ю. А. Меллера. Экипаж Меллер (водитель) — Докучаев (механик) побеждал во многих аэросанных пробегах. Трагически погиб в 1917 году - упал с мотоциклом в Москву-реку.
Вот они - герои ушедших времен!