В общей физике существует такое фундаментальное понятие как гравитация. Что это такое? Притяжение тел, связанное с их массой. Чем больше масса тела, тем сильнее оно притягивает менее массивное тело. То есть чем больше масса тела, тем сильнее его гравитация. Значение гравитации (или притяжения тел) невозможно переоценить, потому что в нашем мире она имеет наиважнейшее значение. В чем оно? В том, что не будь гравитации, мы плавали бы сейчас в бездонных просторах космоса. То, что мы ходим по земле, а не улетаем с нее, зависит от гравитации нашей планеты, от земного притяжения. То, что Луна все еще присутствует на околоземной орбите, происходит благодаря гравитации Земли. Не будь гравитации, распалась бы вся Вселенная. Не было бы солнечной системы, галактик и миров. Не было бы и самого вещества, потому что распались бы все молекулы и атомы. Невозможна была бы и сама жизнь, потому что мы тоже состоим из атомов и молекул. Понимаем ли мы, насколько важна гравитация в нашей физической жизни? Хотя вряд ли задумываемся о ней, - ведь земное и солнечное притяжение не тяготит нас.
Но существует и гравитация другого рода, о которой нам задумываться стоит. Что это за гравитация? Что это за притяжение? Это гравитация духовная. Нас притягивает все что чисто, что достославно, что есть добродетель и похвала. Нас притягивают к себе люди знающие, незлобивые, отзывчивые, скромные, открытые. Те, от кого мы не услышим грубости, кто не накричит на тебя, не бросит злобного взгляда и не поведет себя вызывающим образом. Те, на кого можно положиться и кому довериться. Без такой гравитации жить очень тяжело.
И самое главное: наша духовная жизнь вообще невозможна без гравитации, исходящей от Центра всех духовных масс - от Иисуса Христа. Он притягивает нас, Он влечет нас к Себе, потому что имеет гигантскую духовную массу, выраженную в Его немеркнущей славе, то есть в Его святом характере.
Библия говорит о духовных людях, то есть о людях, обладающих массой достоинств, притягивающих нас к ним. В противоположность им говориться о людях душевных, то есть плотских, чье поведение и характер совсем непривлекательны (1Кор.3:3).
Душевный человек и духовный человек. Сказано, что один не принимает того, что от Духа Божьего, считая все блага заслугами своего человеческого ума. Другой же судит обо всем и о нем самом судить никто не может, потому что он имеет ум Христов. Душевный человек не может познать премудрость Божью (1Кор.2:13-16).
Что есть «мудрость века сего»?
Однажды в Едеме змей предложил эту мудрость Еве, принизив при этом мудрость Божью: «Подлинно ли сказал Бог? Конечно же, нет! Истина состоит в том, что Он скрывает от тебя настоящую мудрость. Вот она, в этом плоде. Я сам съел его и стал очень мудрым, даже говорящим. Где ты видела, чтобы животные говорили? Я теперь стал реально хитрее всех зверей полевых. Вот, возьми, съешь его!» И Ева познала мудрость века сего. Она тоже стала «аки змей» - «хитрее всех зверей полевых», потому что под видом мудрости в мире греха скрывается хитрость и лукавство.
Но кроме того она узнала, насколько грех жесток, потому что вместе со способностью ловко хитрить и лукавить, Ева и Адам познали, что такое страх, стыд, отчаяние, подавленность, уныние. А затем впоследствии воочию увидели человеческую кровь и смерть, познали боль и страдания, узнали муки, которые принесла с собой так называемая «мудрость века сего».
О чем переживает апостол Павел в своем послании? О том, чтобы верующие были бы исполнены Божьей премудрости и не были бы младенцами, которых легко обмануть и перехитрить. Чтобы не обольстились кажущимися прелестями греха, – ведь «мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога» (1Кор.2:12).
Мы принимаем Святого Духа, чтобы познать дарованное нам от Бога.
Что Бог даровал нам? Сына Своего Иисуса, - Его нам необходимо знать прежде всего. И никакая человеческая хитрость, называемая мудростью, никакое знание этого мира не сможет помочь нам в этом. Христос, распятый за грех мира, не укладывается ни в какие достижения человеческой мысли.
Он вне мудрости человеческой. Он за пределами ее.
Распятого Христа невозможно понять, если мы не будем исполнены Духа Святого, «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1Кор.12:3).Только благодаря Божьему Духу мы и можем принять Христа всем сердцем, понять Его мотивы, действия, слова.
И если Христос близок, понятен и дорог вам, то это главное качество, отличающее духовного человека от плотского, то есть душевного.
Конечно, такой человек проходит некие этапы своего духовного роста от рождения и младенчества до зрелости и совершенства «в меру полного (духовного) возраста Христа». О таком зрелом христианине, способном различать добро и зло, написано: «Духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы [мог] судить его? А мы имеем ум Христов» (1Кор.2:15,16).
«Судит» (греч. γινώσκω, гиноско) – «знать», «познавать», «узнавать», «замечать», «осознавать», «понимать», «признавать». До чего-то не доходит голова душевного человека. Чего-то он не может постичь, заметить, понять и признать. Что-то ему кажется полным абсурдом, нонсенсом и бредом. Что?
Ни что иное как жизнь и смерть Иисуса Христа.
Душевному плотскому человеку кажется невозможным так жить, так относиться к людям, так их любить, так страдать и так умирать за них. Для душевного человека это кажется юродством и глупостью.
Духовный человек обладает способностью от Бога замечать, понимать и признавать все то, что служит к назиданию в вере и совершенствованию характера. Все то, что служит добру и миру. Все то, что есть добродетель и похвала. И все, что служит к глубокому познанию Иисуса Христа.
Кто такой духовный человек? Это можно понять из противопоставления человеку душевному, исполненному страстями и похотями . «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно» (1Кор.2:14).
Что мы видим? Если душевный человек не принимает то, что от Божьего Духа, то духовный, наоборот, принимает. И если вы приняли основы Евангелия, если поняли что такое ваше спасение, если доверили себя Христу и решили жить в согласии с Божьим Словом, то вы – человек духовный.
Душевный человек – человек хитрый и лукавый, «ибо лукаво сердце человеческое и крайне испорчено» (Иер17:9). То есть, попросту говоря, лицемер. Такой человек не может мыслить духовно, потому что все время хитрит, изворачивается «аки змей», пытаясь оправдать свои неприглядные поступки и поведение. При этом он считает себя правым и очень умным.
Но духовный человек не будет себя оправдывать. Он честно подходит к себе и судит себя за проступки. Он так же честно подходит и к вести о спасении и принимает ее всем сердцем. Поэтому духовный человек – это человек, отвергающий изворотливость и живущий по принципу : «Да – да, нет – нет». Это человек, «в чьем духе нет лукавства» (Пс.31:2).
Да, к сожалению, все мы несовершенные грешники, ибо нет праведного ни одного. Но мы являемся духовными людьми не потому, что безгрешны, а потому что поняли свою острую и постоянную нужду в Спасителе, приняли Его жертву и полюбили Его всем сердцем. Только поэтому мы имеем ум Христов.
Часто мы слышим поговорку: «Включи мозги!»
О чем это? Это призыв подумать как следует, сосредоточиться на чем-то, взвесить, проявить здравый смысл. По некоторым данным наш мозг сейчас включен всего на 4-7%. Это максимум наших умственных возможностей. Представьте, что мозг включился в работу на все 100%. Возможно, так работала голова у безгрешных Адама и Евы. Ведь они точно имели ум Христов, имели Его мудрость и были истинно духовными людьми, и к тому же безгрешными. Они реально были как боги, и удивительно, что они могли соблазниться на лживые обещания сатаны.
Как нам сегодня стать духовным человеком, чтобы быть воистину мудрыми? Что сделать, чтобы избавиться от алчности, зависти, сварливости? И почему это так важно быть не душевными, то есть плотскими людьми, ведомыми своими страстями и похотями, а людьми духовными? Это важно потому, что «ни блудники, ни идолослужители, ни воры, ни лихоимцы, ни хищники, ни злоречивые Царства Божьего не наследуют» (1Кор.6:9). Всё. Таковым нет надежды.
«Да нужно оно мне, это мифическое Царство, которого никогда не дождешься! Я хочу жить здесь и сейчас. Очнитесь! Мы на земле живем, не на небе! Включите мозги – вас дурачат в церкви! Вас тут просто обирают!» - так говорит душевный человек. Он привык во всем полагаться на свою житейскую мудрость. Он всегда считает себя во всем правым и всегда оправдывает себя. «Главное – это мое эго, мой мозг. Я умный, и не дам себя одурачить. И если есть на свете Бог, то это я сам есмь». Это слова душевного человека.
Но человек духовный слагает свое «я» у Божьего престола, а свои пороки – у подножия креста, чтобы быть праведным не своей праведностью, а праведностью Иисуса. Этим человек обеспечивает себе вход в Царство Божьей благодати и славы. Все, чем мы живем теперь, - это предвкушение того, когда мы окажемся там, где царят только искренность, только честность, где только добродетель и похвала. Где никто никому не нахамит, не бросит злобного или презрительного взгляда. Никто никого не будет злословить, унижать, принуждать, предавать и использовать. Это все останется в мире греха и сгорит.
Неужели мы думаем, что будем помыкать другими людьми на новой земле? Неужели думаем там также как и на земле царствовать над ними, подавляя своим религиозным напором и лицемерным рвением? Тогда мы просто не понимаем природу Божьего Царства.
Итак, перед нами стоит вопрос: чего мы хотим? Каким видим себя в настоящем и будущем? И нужна ли нам мудрость Божья? Если да, то возникает следующий вопрос: как стать духовным человеком? Мы понимаем, насколько это важно, потому что, не имея мудрости свыше, человек впадает в безумие, увлекаясь собственной похотью к своей погибели.
Посмотрите, что проповедует апостол Павел. «Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы» (1Кор.2:6-8).
Мудрость предназначена нам Богом для нашей славы, чтобы мы могли жить во славе Божьего Царства, - в чистоте и святости отношений. Павел проповедует премудрость тайную и сокровенную, то есть скрытую. От кого? От тех, кто не хочет расставаться со своей злобой.
Клаустрофобия является одним из видов психических расстройств, при котором человек боится оказываться в замкнутом пространстве. Например, в маленьких комнатах, кабинках, чуланах, в кинотеатрах, лифтах и т.п. Человека охватывает паника, может появиться одышка, учащенное сердцебиение и даже обморок. С такой болезнью не берут в шахтеры.
Библия является очень сложной книгой для людей плотских. Им невыносимо тяжело высиживать на библейской проповеди в церкви. Им хочется куда-нибудь уйти, чтобы только не вникать в тайники Божьего слова. Неужели глубины Священного Писания устрашают их? Может быть они чувствуют себя так, как будто их помещают в темный чулан, а то и в черную дыру? Почему они бегут с проповеди? Возможно это происходит потому, что плотский человек страдает духовной клаустрофобией – боязнью погружаться в исследование Библии, чтобы не услышать неприятные для себя вести. И такая боязнь, в конце концов, приводит к тому, что человек не принимает того, что от Духа Божьего. Вот почему боязливых ожидает та же участь, что и неверных (см. Откр.21:8).
Нам дан инструмент (как шахтеру дан отбойный молоток), - инструмент, подобный тому, каким пользуется Сам Господь, и благодаря чему мы являемся Его образом о подобием.
Что это за инструмент? Чем мы можем углубляться в богатейшую породу Божьего Слова? Чем мы можем откалывать драгоценные истины и извлекать духовное из духовного? Что это за инструмент?
Это ни что иное как наш острый разум. Он не должен быть тупым. Его никогда нельзя отключать! Он, как и сердце, всегда должен находиться в рабочем состоянии. Не случайно древние евреи, говоря о сердце, подразумевали мыслительные способности человека.
Разум и здравый смысл просто необходимы нам, чтобы соображать духовное с духовным. Особенно в последние дни в преддверии Второго пришествия Христа. Пользуйтесь всегда этим инструментом! Держите его всегда включенным. «Бодрствуйте и молитесь»,- это сказано прежде всего о разуме, которым Господь призывает нас работать в шахте Священного Писания, извлекая бесценные истины и согревая ими, как углем, нашу холодеющую планету.
Как же стать духовным человеком? Как обрести мудрость? Человек, принимающий Духа Святого, – это и есть духовный человек. Библия вдохновлена Святым Духом. Ее писали «святые Божьи человеки, будучи движимы Духом Святым» (1Петр.3:16).
Хотите принять Святого Духа? Исследуйте Писания, Им вдохновленные, и получите. Проявите интерес к библейскому исследованию. У Бога столько есть открытий чудных для вас! Воспользуйтесь этим духовным богатством и заполняйте кладовые вашего ума. Возлюбите это богатство премудрости, чтобы знать и понимать дарованное вам от Бога. И тогда вы воистину станете духовным человеком, соображающим духовное с духовным. И у вас будет захватывать дух от радости открытий. В нас зажжется огонь, который никогда не угаснет, потому что, пользуясь умом Христовым, мы открываем для себя восхитительную красоту, глубину, мудрость и притягательность Божьего Слова. Оно притягивает и не отпускает.
А главное, что открывается нам в результате, - это притягивающая прелесть характера Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Это спасительная духовная гравитация, действующая любовью от Центра всех духовных масс.
Благодаря нашим библейским открытиям Иисус предстает нам всё более прекрасным, более дорогим, более близким. Он становится для нас тем, от Кого уже не оторвет нас ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина и ни что другое. И именно в этом залог нашего спасения и жизнь вечная.