Найти в Дзене
Yachtsman Journal

Бюджетный апгрейд навигационных систем и электронного оборудования

Оглавление

Что важно при обновлении навигационных систем и электронного оборудования? Руперт Холмс (владелец парусной яхты из Греции) представляет свой взгляд на бюджетный апгрейд - от AIS до радара, сонара и многофункционального дисплея (MFD).

Морская электроника прошла долгий путь с тех времен, когда корабельный журнал, эхолот, УКВ и GPS были нормой для большинства яхт. В наши дни можно потратить почти всю стоимость старой 25-30-футовой яхты на современную электронику. Попробуем разобраться, какие есть бюджетные варианты расходов на электронные яхтенные системы.

Попробуем выяснить, что вам нужно меньше всего, чтобы оставаться в безопасности? Моя яхта в Греции (на главном фото публикации) оборудована в очень базовой спецификации. Она имеет только стационарные и портативные УКВ, плюс EPIRB (аварийный радиобуй) в качестве специального оборудования. И эхолот, и журнал скорости / расстояний, которые я установил, когда покупал яхту в 2001 году, давно перестали работать и я их не стал менять.

Конечно, при постановке на якорь важно знать глубину, но если вы приближаетесь к месту стоянки достаточно медленно, глубину можно определять по лотлиню. Я редко ставлю якорь на глубине более 10–12 м, так что лотлинь не обязательно должен быть особенно длинным, поэтому им несложно пользоваться, после некоторой практики.

Навигация у меня осуществляется в приложениях для смартфонов и планшетов, при этом сами мобильные устройства защищены водонепроницаемыми и противоударными чехлами. В качестве резервных инструментов у меня еще остались рулевые и пеленгущие компасы, а также бумажные карты. Недавно я также купил подержанный румпель-пилот, который работает намного лучше, чем прочный амортизатор, которым я пользовался в течение предыдущих 14 лет.

В некоторых частях света достаточно важным элементом является эхолот. То же самое верно для измерителя (лога) скорости и расстояния в районах с приливами. Помимо этих элементов, за исключением AIS (автоматическая идентификационная система), все остальное является просто вопросом удобства или эффективности.

Конечно, есть яхты с датчиками для более широкого диапазона параметров, включая гирокомпасы или 9-осевые датчики движения, скорости и угла ветра, транспондеры AIS, радары, а также палубные многофункциональные дисплеи (MFD), которые предоставляют гораздо больше информации, чем даже самые лучшие картплоттеры старой школы.

Однако для многих большая часть этого комплекта ни в коем случае не является необходимой, хотя, конечно, эти инструменты облегчают жизнь, особенно при приближении к незнакомому порту ночью или под дождем. Эти инструменты также помогают управлять парусной яхтой эффективно, независимо от того, участвуете ли вы в парусных гонках или просто хотите сэкономить час-два пути на длительных переходах.

Как обновить имеющиеся навигационные инструменты?

Я предпочел установить MFD на палубе и использовать планшет в качестве повторителя на штурманском столе.
Я предпочел установить MFD на палубе и использовать планшет в качестве повторителя на штурманском столе.

Если имеющиеся системы работают хорошо, часто достаточно заменить один отказавший компонент, а не обновлять всю систему. Поэтому-то в интернет можно найти немало предложений б/у дисплеев, датчиков и других похожих товаров.

Часто они продаются и перепродаются по удивительно высоким ценам для товара, которому может быть 15 и более лет, но для покупателя это может быть критично, особенно когда замена одного элемента позволяет не делать обновление всей системы, замена которой может стоить гораздо дороже.

С другой стороны, во многих случаях платить высокую цену за подержанное оборудование бессмысленно в долгосрочной перспективе для тех, кто изначально собирается устанавливать полностью новую систему.

В обоих случаях стоит реалистично оценить, что вам действительно нужно.

К примеру, датчики ветра исторически были одним из самых ненадежных элементов морской электроники, что также означает, что действительно проверенные и работающие датчики ветра весьма востребованы на вторичном рынке. При этом, единственный смысл, в котором данные о ветре важны, - это если позволить автопилоту управлять углом ветра. Способность делать это очень важна для хождения в малый бейдевинд (или даже под углом с подветренной стороны).

Насколько устойчиво электронное навигационное оборудование?

Сегодняшняя электроника намного надежнее, чем в прошлом, но она все еще не безупречна. Чем лучше вы умеете управляться с яхтой без сложной электроники, тем меньше вероятность, что вам придется заплатить большой счет за ремонт или испортить свой летний круиз.

Это относится как к яхте с базовой электроникой, так и с сложными электронными системами.

Следует ли мне перейти на NMEA2000 с NMEA0183?

Мало что выдает в внешнем виде яхты почтенный возраст, кроме старой электроники.
Мало что выдает в внешнем виде яхты почтенный возраст, кроме старой электроники.

На мой взгляд, не существует конкуренции между двумя стандартными протоколами для сетей передачи данных яхтенных приборов.

Лишь если вы унаследовали инструменты, которые не работают с недавно купленной яхтой, время, потраченное на проверку проводки и устранение каких-либо проблем, может быть вознаграждено при использовании соответствующей электроники.

Простота функции Plug and Play в NMEA2000 (иногда называемая N2K) делает установку относительно легкой, при этом надежность выше, а поиск неисправностей значительно проще. Эта система также облегчает добавление функций или дисплеев любых типов в будущем.

Системы N2K (и проприетарные протоколы, работающие на их основе) позволяют использовать отдельные дисплеи для различных целей, вместо того, чтобы быть отдельным эхолотом, измерителем, прибором ветра и т.д. Например, дисплей может использоваться для отображения данных о ветре в открытой воде, но при приближении к более закрытым водам его можно одним нажатием кнопки переключить на цветной график глубин.

Вопросы экономной эксплуатации своей яхты и бюджетного ее апгрейда с точки зрения электронных яхтенных систем, важны для каждого владельца, который не готов нести большие расходы, связанные с ее содержанием и обслуживанием. Поэтому мы продолжим рассматривать варианты экономного обновления различного электронного оборудования на парусной яхте в следующих статьях.

Этот полезный материал изначально был опубликован в PBO Summer 2020 на английском языке.

-------
Спасибо, что дочитали наш материал до конца!
Телеграм-канал Yachtsman Journal -
https://t.me/YachtsmanJournalRussia