Найти тему

Бесприда́нница» Островского. История Гейши

Любое художественное произведение  всегда пишется с расчетом, прежде всего, на современников, на их быт, нравы, привычки и прочие условности, на культурный код эпохи, так сказать. Пьеса Островского,"Бесприданница" была написана в 70-тые годы 19 века. И это надо учитывать, когда читаешь данное произведение.
Прежде всего надо для себя понять, что Харита Игнатьевна Огудалова открыла в своем доме натуральный бордель. Нет, её дочери не спали за деньги, но по нравам того времени, это был натуральный публичный дом. Тут надо понять, что в общение  с женщинами тогда было очень много условностей. Замужняя дама была почти пленницей в собственном доме, под присмотром мужа. Это с одной стороны а с другой, девицы, т.е. незамужние девушки, не могли и сотой доли того, что может себе позволить современная женщина. Я имею ввиду конечно общение с другими мужчинами.
То же, что творилось в доме Огудаловых, кроме как развратом, с точки зрения тогдашней морали, нельзя было и назвать. Хотя с виду, вроде бы, всё чинно и благородно. Вдова пытается выдать дочку за муж. Женихов всегда полон дом а никто не сватается. И не потому, что приданного нет, а потому, что в глазах мужиков того времени Лариса обычная проститутка.
Обращение свободное, как говорит Вожеватов. Вот это и есть толстый намек на репутацию Ларисы. Не могла девица в то время так себя вести, если она не работает в публичном доме. А для мужиков того времени это как красная тряпка для быков. Каждому хотелось пообщаться. Мужики, существа простые, и с проститутками спят, но это не значит, что уважают их .А уж жениться на такой и вовсе дело не мыслимое. Засмеют в приличном обществе. Поэтому Паратов в фильме и говорит- я чуть на Ларисе не женился, вот бы людей насмешил. Правда в пьесе я этой фразы не нашел.
При этом все замечают, что
Огудаловы фамилии все-таки порядочная.  Вот это и сводит в этом доме таких разных по уровняю достатка и положению людей, как Мокий Пармёныч Кнуров, который, как написано в пьесе: Есть человека два-три в городе, с ними он разговаривает, а больше не с кем; ну, он и молчит. У человека огромное состояние, даже Вожеватов с ним разговаривает почтительно. Но и такой олигарх как Кнуров все равно ездит в дом Огудаловых. А потому, что на безрыбье. Ну не было в тогдашних провинциальных городках салонов, где бы можно было свободно пообщаться с красивой молодой девицей, вот так, запросто, без условностей и  прочих преград. Да еще из приличной фамилии. Проститутки конечно были всегда, но  это несколько другое, да и уровень образования у них был ниже плинтуса. Тут надо еще понимать, что Лариса из хорошей семьи, что раньше было синонимом образованности. А Мокий Пармёныч человек умный, ему и поговорить хочется. Именно для таких вот разговоров в Японии есть гейши, которых часто путают с проститутками. Нет, они только лишь  общаются с клиентами, поддерживая беседу и составляя компанию. А это искусство посложнее чем ублажить мужика в постели. Тут мозги нужны и талант.  Поэтому Кнуров и терпит всяких там Карандышевых, хотя при других обстоятельствах он бы на него даже внимания не обратил.
Вообще Лариса это такой  элемент пьесы, который связывает в единую цепь абсолютно разных людей. Олигарх Кнуров, начинающий олигарх Вожеватов, барин Паратов, который не только богат, но еще и, как я понимаю, дворянин, а значит по тем временам стоит даже выше Кнурова. Тот хоть и олигарх, но купец и прав имеет меньше, чем Карандышев, который дворянин, хоть и бедный. Это еще один смысловой пласт пьесы. Еще совсем недавно Карандышев  мог  послать Кнурова к известной матери и тот бы покорно пошел, не смотря на все миллионы. А потому, что из низшего сословия. Ну вспомните как ведет себя городничий с купцами в "Ревизоре". А сейчас все наоборот. И даже Паратов вынужден быть с ними на короткой ноге, хоть и презирает в душе. О чем прямо так и говорит Робинзону, который, кстати, тоже дворянин а вынужден пресмыкаться перед какими то купцами. Все смешалось в доме Облонских. Последние стали первыми. И полубордель в доме Огудаловых тому наглядный пример. А Харита Игнатьевна на всем этом просто зарабатывает деньги. Она тоже из "новых русских", не смотря на благородное происхождение.
Проблема же Ларисы в том, что, как говорит Вожеватов,
она простовата. Не глупа а просто простодушна. Она наивно думает, что все просто любят её, абсолютно не осознавая, что и мать и так называемые "женихи", просто используют её. Она, как говориться в пьесе- вещь.  А как можно жениться на вещи? Поэтому Паратов в пьесе, не фильме, даже и не думал на ней жениться. На проститутке? Да окститесь и побойтесь бога. А Лариса это просто не осознает. В этом  её драма. Она слишком  современна для патриархального, купеческого города на Волге.
С другой стороны её все любят. Да да. Даже Паратову она, на самом деле, нравиться. И Кнуров ни за что бы не стал терпеть каких то там карандышевых, если бы тоже не питал теплых чувств к Ларисе. Только, по моему, холодный циник Вожеватов ни кого не любит и пытается всех, и Кнурова, использовать в своих целях.

Вот только время тогда было другое. И как бы ты не любил человека, жениться на нем ты, по очень многим причинам, не можешь. Кнуров в этой ситуации оказался самым порядочным, он не пытается обмануть Ларису ( кстати обратили внимание, что все ее зовут по имени, отчеству. А это тоже о многом говорит) а честно предлагает ей самый оптимальный, для неё и для него ,вариант. Причем со всем уважением и лаской. Этот персонаж мне больше всего в пьесе понравился.

Но Лариса этого не поняла. Бабы дуры. С другой стороны именно за это её все и любят. Мужикам нравятся наивные дурочки, без особых претензий и закидонов. С ними легко и приятно. Они не компостирует тебе мозги и не пытаются развести тебя на деньги и прочие вещи. За это им можно простить любую глупость, главное что бы она была сделана по простоте души а не из четкого, холодного расчета.

Один интересный момент насчет контекста эпохи. В пьесе Лариса просто прокатилась с Паратовым по Волге, днем. И уже требует, что бы он на ней женился. Современный зритель этого бы не понял, поэтому Рязанов добавил в сценарий ночь, проведенную вместе, что по тем временам вообще не слыханное распутство для порядочной, незамужней девицы из провинциального города. О времена, о нравы. Вот поэтому мы и не понимаем всей глубины падения Ларисы. Для нас это обычные отношения между мужчиной и женщиной. Тогда же данная пьеса была, в какой то степени, вызовом старому, патриархальному обществу. Хотя это самое общество, я думаю, решило, что так Ларисе и надо. Не будет с кем попало романы крутить. Скромнее надо быть. Карандышева же могли и оправдать за убийство невесты. Общественность была, скорее всего, на его стороне.

Кстати о чем то подобном была опера Джакомо Пуччини «Мада́м Баттерфля́й», написанная примерно в то же время. Поэтому я и назвал свой пост-История гейши.