Найти в Дзене
Андрей Мятиев

Как хранили готовые велосипеды на ХВЗ. Серия фотографий, сделанных на Харьковском Велозаводе в 1949 году.

Покажу уникальные фотографии, сделанные на территории Харьковского Велозавода в 1949 году. Эти материалы были найдены несколько лет назад в виде негативных фотопленок на чердаке одного из корпусов ХВЗ перед его сносом. Пленки отреставрированы, отсканированы и хранятся теперь в коллекции Веломузея! Фото запечатлели упаковку и отгрузку готовых дорожных велосипедов модели В-17.

Погрузка готовых велосипедов в специальные ящики перед отправкой железнодорожным транспортом. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Погрузка готовых велосипедов в специальные ящики перед отправкой железнодорожным транспортом. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Погрузка готовых велосипедов в специальные ящики перед отправкой железнодорожным транспортом. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Погрузка готовых велосипедов в специальные ящики перед отправкой железнодорожным транспортом. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

На велозаводе, начиная еще с середины 1930-х периодически возникала проблема с так называемым "затовариванием", когда готовую продукцию не успевали вывозить с территории для реализации и велосипеды хранились в любых свободных помещениях, а часто и во дворе.

Готовые велосипеды модели В-17 хранятся под открытым небом на заводской территории в ожидании отправки на склады Министерства Торговли. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Готовые велосипеды модели В-17 хранятся под открытым небом на заводской территории в ожидании отправки на склады Министерства Торговли. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Завод отправлял велосипеды заказчику, т.е. на региональные склады Министерства Торговли, откуда они уже поступали в торговые точки. Некоторое количество велосипедов могло отправляться другим заказчикам, например в адрес спортивных команд и обществ. На заводе существовало несколько складов готовой продукции, где аккумулировались веломашины перед отправкой. Вывоз осуществлялся двумя путями - по железной дороге (на велозавод вела собственная ж/д ветка) или же автомобильным транспортом. Часто система давала сбой - не хватало вагонов или не приходил автотранспорт и на заводе начинался аврал - склады переполнялись и велосипеды начинали заполнять все свободное место. Так как вся продукция перед отправкой консервировалась в расчете на далеко не идеальные условия транспортировки и складского хранения, (а так полагалось по ГОСТу) - то от хранения в течении нескольких дней под открытым небом веломашины особенно не страдали. Консервация заключалась в покрытии всех хромированных и окрашенных частей тонким слоем смазочного масла и обматывании седел и отдельных элементов промасленной бумагой.

Подписывайтесь на канал и узнаете много интересных фактов из истории техники и спорта!

Готовые велосипеды модели В-17 хранятся под открытым небом на заводской территории в ожидании отправки на склады Министерства Торговли. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Готовые велосипеды модели В-17 хранятся под открытым небом на заводской территории в ожидании отправки на склады Министерства Торговли. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Увеличенная часть предыдущего кадра - хорошо видны новенькие велосипеды В-17. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Увеличенная часть предыдущего кадра - хорошо видны новенькие велосипеды В-17. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Увеличенная часть предыдущего кадра -  видна "наглядная агитация" на стене цеха.  Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Увеличенная часть предыдущего кадра - видна "наглядная агитация" на стене цеха. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.