Найти тему

Есть ли место спорту в школах и университетах? Я считаю, что нет! Часть 1

Оглавление

Наблюдая из окна холодную уральскую осень, мне хочется только сильнее спрятаться в кокон из пледа и залить содержимое горячим какао. Осень - не самое моё любимое время года, и во многом здесь виноват...спорт. Я вообще считаю, что неправильно оценивать физические возможности детей по чёткой шкале. Нам постоянное вешали лапшу на уши, что движение - жизнь, спорт - это здоровье. Моё же здоровье уроки физкультуры только покалечили. И я уверена, что я такая в стране не одна. Сегодня я предлагаю вам отправиться вместе со мной по пути "приятной" ностальгии по моим школьным временам!

Фото автора
Фото автора

Кто придумывает все эти нормативы?

Мне всегда было интересно, кто назначает нормативы, которые всем школьникам приходилось сдавать? Это какие-то бывшие спортсмены, которые сейчас ушли на "пенсию" и преподают в элитных спортивных школах? Или кабинетные дяди в солидных костюмах со спортивным прошлым? Хотя, кажется, наших бывших спортсменов и ныне депутатов волнует только вольерная охота.

Помню, до 7 класса у меня не было никаких проблем с физкультурой - сдавала наравне со всеми, была "хорошисткой", а вот затем начались проблемы. Когда мои одноклассники повышали планку в силе, скорости и ловкости, я шла на золотую медаль, и вся моя энергия уходила на мыслительные процессы. Знаете ли, мозг - штука прожорливая, и просто думая за прочтением книги, сидя в кресле, мы тратим калории. Моему директору очень хотелось сделать из меня медалистку, поэтому меня стали оставлять после уроков - раз за разом сдавать нормативы, где 10 см в длине прыжка и 30 секунд в кроссе могла влиять на итоговую оценку. По итогу, я добилась высшего балла, десятки раз оставаясь в том треклятом спортзале. Я потеряла в весе до 37 кг и весь первый курс пыталась набрать вес.

День последнего звонка в школе, синяки под глазами и даже 2 слоя ткани не скрывают мои тонкие руки
День последнего звонка в школе, синяки под глазами и даже 2 слоя ткани не скрывают мои тонкие руки

Во всех ли школах идеальные условия?

Я почти уверена, что эти нормативы пишут для школ с оборудованным спортзалом, хорошей беговой дорожкой, спецпокрытием для прыжков. А знаете, как выглядит рядовая деревенская школа? Я расскажу! Спортзал - коробка с выкрашенным обычной краской деревянным полом - дети неоднократно там подскальзывались и падали. Всю весну и осень мы занимались на улице - у школы асфальтированная территория, часто с битым стеклом, удивлена, как у меня нет плоскостопия. Девочки надевали куртки, чтобы не простудиться, за что постоянно получали втык от учителя - по её мнению, мы должны были активно бегать, чтобы не мёрзнуть. Замерзли при +10 и пронизывающем осеннем ветре в лёгкой спортивной кофте? Ваши проблемы! Я часто болела из-за подобных занятий и пропускала много по учёбе - часто приходилось проходить по 2-3 темы самостоятельно.

Хуже всего было с кроссом на 1 и 2 км - у нас не было беговой дорожки или стадиона, и бегали мы по неасфальтированной дороге, представляющей чаще всего - колею от трактора, иногда с водой и грязью. Это уже не кросс, а бег с препятствиями получается! Учитывали ли это нормативы? Конечно же, нет. Чуть лучше было с зимними видами спорта - мы ездили на лыжах по пойме ближайшей реки, но и здесь были проблемы. Например, лыжи - несколько комплектов, которых едва хватало на всех. Мы с подругой договаривались, что она берёт две пары на нас, а я собираю учебники с предыдущего урока за двоих. Маленьких размеров было мало, и иногда мне приходилось брать ботинки на 1-2 размера больше. Ещё хуже - если у кого-то до этого был урок, лыжная обувь - насквозь мокрая, я молчу про запах. Носила с собой 3 пары носков, чтобы не промочить ноги.

Фото автора, зимой река замерзала и мы катались по обрывистым склонам и по самой реке, которая местами хрустела, и сердце уходило в пятки
Фото автора, зимой река замерзала и мы катались по обрывистым склонам и по самой реке, которая местами хрустела, и сердце уходило в пятки

Травмы и кто за них отвечает

Я закончила школу довольно давно, но в деталях помню все травмы, что я там получила. И все они случились на уроке физкультуры. Например, однажды, на разминке мой напарник в игре "салочки в парах" просто в игровом азарте и попытке "заляпать" другую пару, протёр меня по фанерной стене всем телом - я ободрала руку и живот, неделю залечивала ссадины. Он же меня однажды толкнул так, что я пролетела по полу кубарем 2 метра и воткнулась ногой в сетку-рабицу. Пару раз разбивали нос. Однажды накануне зимнего урока прошёл "ледяной дождь", и вся лыжня превратилась в кусок льда. Остановило ли это нашего учителя? Нет! При спуске с горы я не смогла удержать лыжи и упала головой на лёд, в глазах двоилось, голова гудела ещё полчаса. Меня спасло то, что на тот момент я уже носила очки - металлическая дужка погнулась, но не дала повредить височные кости, а так неизвестно, чем бы всё закончилось.

Один раз я и вовсе угодила на приём к челюстно-лицевому хирургу. После команды учителя "стоп" самый задиристый парень в классе кинул в меня мяч, когда я уже смотрела в другую сторону. Последнее, что я помню - меня окрикивают, и я вижу приближающийся к лицу мяч. Следующее - я уже сижу на полу, меня сшибло с ног, во рту - кровь, подруга ведёт меня умыться под руку. Естественно, никакого медкабинета в школе не было, я просто ушла домой. Я даже есть толком не могла дня 3, так сильно мне разбили лицо, сильнее всего удар пришёлся в челюсть и губы: всё-таки мяч баскетбольный. Ни за одну из травм учителю даже выговора не сделали. Зимой, когда кто-то имел освобождение от занятий, его отправляли "погулять" в поле протяжённостью 1 км, расположенное между двумя деревнями. В школе категорически нельзя было остаться, даже если на улице -25, и я понимаю, для чего это делали - снять ответственность с себя за травму, ведь никто не хотел следить за "освобождёнными". И мы без сопровождения то в одиночку, то по паре, иногда после болезни - гуляли по снегу за деревней.

Освобождение не дам!

Свою учительницу физкультуры я вспоминаю если не с ненавистью, то точно не с огромной любовью. Она, будучи сама женщиной, считала, что "эти дни" - не повод для освобождения от занятий. Мол, она и в бассейне плавала, а нам ничего не сделается! Неважно, что девочки испытывают сильнейший физический и психологический дискомфорт - бегай и прыгай наравне со всеми. Мне повезло, что моя тётя работала в больнице и выписывала мне освобождения на 5 дней. Когда у нас временно сменился преподаватель, и пришёл молодой парень из училища - спокойно и с пониманием давал 1 пропуск из двух уроков в неделю: сама выбирай, в какой день. За что ему огромное спасибо! И вот, спустя годы после школы - у меня совершенно искалеченное здоровье, в особенности - желудок, потому что наш класс всегда ставили часом после обеда - приходилось не доедать, чтобы сдать хотя бы пару нормативов. Молчу про покой после еды для спокойного пищеварения. Меня унижали собственные одноклассники за плохую игру в команде и неудачные подачи мяча. Меня всегда выбирали последней в команду и кому я доставалась - изначально расстраивались и злились на меня, ведь я слабое звено. У нас не было раздевалки или душевой, за что мы получали недовольства уже от других преподавателей. Будто мы виноваты в этом? Я ненавидела уроки физкультуры и надеялась, что однажды я поступлю в университет, и там не будет такого ужаса. Как я ошибалась - читайте во второй части, а здесь я хочу обозначить идею, зачем, собственно, я этим всем здесь поделилась.

Нет, это не с целью выдавить из читателей жалость. Эта статья - обращение! Обращение к родителям и преподавателям, детям, которые сейчас проходят то же самое, что и я 7+ лет назад. Родители! Если у вас есть возможность отдать своего ребёнка в профильный класс, в школу с лучшими условиями - делайте это! Это ментальное и физическое здоровье ваших детей! Преподаватели, пожалуйста, относитесь снисходительнее к тем, кто не может сдать ваши дурацкие нормативы. Не все рождены быть спортсменами. Ну, и школьники, не молчите о несправедливости и плохих условиях для занятий - кто, если не вы?

Да, спорт полезен для здоровья. Но я считаю, что он должен быть исключён из общеобразовательной программы и программы обучения в университетах! Среди нас есть множество детей с ограниченными возможностями, которые ещё не знают о своём статусе. Многие школы просто не оборудованы для занятий должным образом.

Только в университете я нашла вид спорта, который мне по душе
Только в университете я нашла вид спорта, который мне по душе

Я считаю, что система оценивая физических возможностей детей наравне с умственными - не этична! Такие занятия должны иметь статус свободного посещения и только по строгому желанию ребёнка! У меня ушли годы на то, чтобы вновь полюбить спорт, и это огромное упущение.

А вы как считаете? Делитесь своими историями!