Привет. Недавно в лесном массиве на берегу небольшой речки я обнаружил самолёт, который широко применялся во время Великой отечественной войны.
Этот трудяга был создан по лицензии американской компании Douglas Aircraft, а его прародителем был Douglas DC-2.
Речь пойдёт о самолёте ЛИ-2. В 1935 году, в США государственной компаний СССР (под руководством Туполева) был куплен самолёт Douglas DC-2.
После всяческих испытаний в было принято решение о приобретении лицензии на производство самолёта в СССР. Но, только решили выпускать не Douglas DC-2, а более новый Douglas DC-3.
Главным конструктором по «адаптации» Douglas был назначен В. М. Мясищев. Работа по адаптации была проделана колоссальная. В молодой советской республике была нехватка станков и специалистов.
Технологии и культура производства сильно отставали от «империалистических хищников». Да и обстановка в тридцатые годы была напряжённой. Репрессии и аресты стали обычным делом.
Мало кто знает, но оказывается в разгар работы над самолётом главного конструктора Мясищева арестовали. Жесть. Гениального инженера арестовали и обвинили в «антисоветской организации и вредительской деятельности». Конечно, Владимир Михайлович этого не признал, но кого это волновало. Его всё равно посадили.
Но, работы над самолётом продолжать. И уже в 1939 году было выпущено шесть машин из отечественных материалов. Назывались эти самолёты ПС-84 (пассажирский самолёт завода №84).
Название ЛИ-2 самолёт получил в 1942 году. Тогда из пассажирской версии самолёта была сделана его военная версия. Руководил производством самолёта Б. П. Лисунов. Вот по двум буквам фамилии главного инженера был назван самолёт.
ЛИ-2 был надёжен, удобен в эксплуатации и пользовался популярностью. Несмотря на относительную тихоходность максимальная скорость 320 километров в час, лётчики его любили.
Во время войны, ЛИ-2 применялся почти во всех операциях ВВС. Он мог быть транспортником, бомбардировщиком и даже буксировщиком десантных планеров на территорию занятую противником.
Технология буксировки была доведена нашими лётчиками до совершенства. Один ЛИ-2 мог буксировать за собой сразу несколько планеров. В войсках такую связку называли «планерные поезда».
Мало того, на самолёте ЛИ-2 из Берлина в Москву был доставлен акт капитуляции Германии и Знамя Победы. Вот такой самолёт.
_________________________
🔥 А вот занимательное видео про старый вертолёт МИ-2.