Сегодня я пройду по старой улице, которая хорошо известна многим жителям Москвы, не только живущим или жившим в этом районе. Название места впервые письменно упоминается в 1738 году как место на берегу Москвы-реки в районе Краснохолмского моста. А как улицу ее можно было найти в адресном указателе Москвы в 1793 году. Происхождении названия связывают с тем, что в XVI÷XVII веках на этом месте располагалась одна из столичных таможенных границ с заставой, где осматривали ввозимые в Москву товары. Осмотр был долгим и возы выстраивались в длинную очередь (цепь). Чтобы соблюдалась очередность перед возами протянули длинную железную цепь, за которой со временем стали появляться торговые палатки, лавочки, харчевни. Место за цепью стали называть Зацепой. По другой версии улица была названа по находившемуся здесь трактиру (кабаку) «Зацепа». Итак, мое очередное городское путешествие пройдет по улице Зацепа, которая прежде была намного длиннее, чем в настоящее время и начиналась от Кожевнической улицы. В 1899 в старице Москвы-реки между ул. Кожевническая и ул. Коломенская-Ямская (ныне Дубининская) были проведены железнодорожные пути, а в 1900 году был построен Павелецкий (Саратовский) ж/д вокзал, который на то время имел адрес: ул. Зацепа, д.1.
Поскольку это направление принадлежало Обществу Рязанско-Уральской железной дороги, центром которого являлся город Саратов, то и вокзал первоначально назывался Саратовским. В справочниках можно было встретить оба названия: Саратовский и Павелецкий. Со временем закрепилось второе название. До постройки здания вокзала примерно на месте современной Павелецкой площади с давних пор существовал Зацепский рынок. Новое здание рынка было построено в 1920-х годах справа от вокзала. Говорят, что в 1941 году при авианалете бомба попала именно в него.
После ВОВ рынок отстроили новый, меньше по размеру и в другом месте (перед вокзалом). Закрыли его в 1970х годах.
Изменился и трамвайный маршрут. Прежде он делал петлю вокруг церкви Флора и Лавра.
Сегодня уже нет ни Зацепского рынка (одного их самых дешевых), ни большинства домов, расположенных на ул. Зацепе, и трамвайные пути уже не беспокоят церковь. После реконструкции Павелецкого вокзала в 1980-х годах улица Зацепа сократилась до пересечения с Дубининской улицей. А с постройкой в 2003 году большого здания офисного центра (Павелецкая пл., д.2, с.2) она опять уменьшилась. Небольшой плюс – поток автомашин стал незначительным. В настоящее время на улице сохранилось несколько старых домов, построенных в конце XIX начале XX веков, которые окружают плотным кольцом современная многоэтажная застройка. Сократится ли со временем улица до пересечения с Б. Строченовским переулком покажет время. Дом № 19, с.2, построенный в 1840 году. Так он выглядит сегодня.
А так он выглядел в начале 2000-х годов.
Дом №21. Был построен в 1800-х годах. Вот старое фото. Фрагмент главного фасада. Судя по внешнему виду можно предположить, что здесь был купеческий дом с магазином на 1-м этаже.
Это современный вид дома. От правой части здания в три окна осталась только наружная стена. Насколько упростился после ремонта главный фасад более длинной части дома хорошо видно. Зачем и почему – опять риторические вопросы.
На четной стороне улицы расположен дом № 24, с.2. Он был построен в 1900 году. Говорят, что одно время здесь размещался роддом. Сегодня здесь банк.
В просвете между домами видна пустующая разрушающаяся постройка. Дом №24, с.4. Значится как склад. Других данных нет.
Дом №28. Построенный в 1895 году как жилой дом, в настоящее время переведен в нежилой фонд и его занимают арендаторы. Главный фасад сохранен почти без изменений, за исключением застроенной арки в левой части дома.
Примыкающий к нему вплотную дом №26, с.1 более поздней постройки - 1875 года. Арендаторы – на фасаде.
За этими домами расположено 2-х этажное здание опорно-усилительной станции, построенной в 1956 году. Оно относится к Московской городской радиотрансляционной сети (МГРС) и числится по Валовой улице, но пусть будет здесь для разнообразия. Дом №19, с.1. МГРС была создана в 1933 году и во время ВОВ была основным средством массовой связи при отсутствии электроэнергии в домах.
Вернемся на нечетную сторону улицы. Дом № 23. Построен в 1870-х годах.
Дом №25, с.1 постройки 1905 года, главный фасад сохранился без изменений.
Примыкающий к этому дому вплотную дом №27. Построен в 1870 году. Был жилым еще в советское время.
Дом №33. Значится как доходный дом Каблучкова. Построен в 1905 году.
Интересный переплет окна на лестнице. Может быть он сохранится после ремонта. Во всяком случае на фасадной сетке он есть.
Рядом с ним расположен дом №35. Тоже доходный дом. Датируется тем же годом постройки, что и дом №35. Владельцем считается купец Крылов.
На старом фото видны красивый декор оконных проемов и что-то вроде герба в простенке второго этажа главного фасада.
Старого дома №36 на пересечении с Б. Строченовским переулком сейчас уже нет. На его месте построен очередной бизнес центр.
О красивом здании церкви во имя иконы Божьей Матери «Взыскание погибших» я писала в статье, посвященной Б. Строченовскому переулку. Здесь будет только фото, но с другого ракурса.
На противоположной стороне улицы расположено здание поликлиники МВД. Дом №38. Не самое привлекательное здание на этой улице. Примечательны окна перехода, соединяющего этот дом с соседним домом в стиле К. Мельникова.
И завершает улицу маленькая постройка в Зацепском тупике в обрамлении металлических ворот. Дом №4, с.1, построенный в начале XX века.
Что будет с Зацепой в XXI веке, не «съедят» ли ее окружающие многоэтажные застройки, покажет время. На сегодня все.