Первая АЭС в мире и СССР появилась в 1954 году. Именно с этого момента началась эра атомной энергетики. В 1970-х в стране были запущены высокомощные энергоблоки (от 1 ГВт). В том же десятилетии проектировалось и строилось сразу несколько крупных АЭС, включая объект на северо-востоке Крыма.
Будущая электростанция должна была снабжать энергией весь полуостров, включая промышленные предприятия. Изначально планировалось ввести в эксплуатацию два энергоблока по 1000 МВт, а затем нарастить общую мощность АЭС до 4000 МВт, что позволило бы экспортировать энергию в другие регионы.
Подготовка к реализации этой масштабной стройки велась с конца 1960-х. Старт проекту дали в 1975 году; тогда он стал одним из самых дорогих в мире в области атомной энергетики. Более того, его реализация подразумевала строительство внушительной инфраструктуры, включая прокладку железнодорожных путей для подвоза материалов и оборудования.
С нуля был возведен целый населенный пункт, позже получивший статус города, площадью 3 кв. км и рассчитанный на 25 тыс. жителей. Назвали его в честь знаменитого советского физика, участвовавшего в создании атомного оружия, профессора Кирилла Ивановича Щелкина. В Щелкино выросло несколько десятков многоэтажных домов, предназначенных для строителей и работников будущей электростанции, к возведению которой приступили в 1982 году.
Достраивали город параллельно с АЭС, правда, до конца создать всю инфраструктуру, предполагавшуюся по первоначальному проекту, не удалось. Например, в Щелкино должен был появиться теннисный корт и небольшой коттеджный поселок.
Заморозка масштабной стройки
Возведение электростанции, где трудились тысячи человек, шло не так быстро, как хотелось бы, пусть это и была Всесоюзная ударная стройка. К 1985 году, как планировалось, завершить первый энергоблок не успели, поэтому его запуск перенесли на четыре года. Примечательно, что по первоначальному проекту это должны были сделать еще в 1980-ом, но в результате к этому году только утвердили окончательный план будущей станции.
Только через пять лет после начала работ по возведению АЭС первый энергоблок был практически закончен (примерно на 85%); уже завезли ядерное топливо и начали строительство второго блока. Но проект пришлось остановить.
Из-за Чернобыльской аварии тогда прекратили проектирование и строительство сразу нескольких крупных АЭС, а на действующих станциях заморозили возведение новых энергоблоков. Коснулось это не только СССР: например, в Западной Европе к строительству атомных электростанций после трагедии не приступали в течение следующих 15 лет.
На полуострове тоже боялись второго Чернобыля. Хотя реакторы на ЧАЭС и на Крымском объекте отличались кардинально: на первой использовали Реактор большой мощности канальный (РБМК), а в Щелкино — Водо-водяной энергетический реактор (ВВЭР).
Но Чернобыль был не единственной причиной: участок, на котором возводили Крымскую АЭС, признали тогда геологически нестабильным, что добавило очков в пользу аргумента «против». Интересно, что выбору места при подготовке проекта посвятили не один год.
А с 1975-го научный сотрудник Института минеральных ресурсов Е. В. Львова писала многим именитым специалистам и различным ведомствам, включая руководство Крыма и Академию наук СССР, об опасности строительства атомной электростанции на этой территории. Но тогда она получала отписки или даже угрозы в ответ на свои обращения.
Лишь с 1988 года, когда ругать проект Крымской АЭС стало можно, а в некоторых случаях даже нужно, вышли десятки статей с мнениями видных ученых, которые говорили об опасности этой стройки.
Конечно, не обошлось и без финансового вопроса: он к началу 1990-х остро стоял в отношении многих планируемых и реализуемых проектов. А Крымская АЭС требовала немалых вливаний.
Таким образом, спустя два года после приостановки работ, в 1989 году, стройку окончательно заморозили. Реактор порезали на цветной металл, а оборудование продали. Позже недостроенную станцию и вовсе начали попросту разворовывать.
Строительство АЭС в Крыму бесперспективно
До сих пор эксперты, да и просто неравнодушные люди, делятся на два лагеря — одни говорят, что проект нужно было довести до конца, тогда бы и Крым мог развиваться совсем по другому сценарию; другие считают, что запуск энергоблоков в Щелкино мог привести к серьезным экологическим последствиям.
По неофициальной информации, строительство велось с некоторыми нарушениями, включая герметизацию реактора. На ошибки в ходе работ, а также хищение стройматериалов обращал внимание и очевидец тех событий, писатель В. В. Митрохин в документальной повести «Солнцестроители», вышедшей еще в 1983 году. Правда, задача автора изначально заключалась в том, чтобы писать хвалебные строчки об очередной ударной стройке СССР. Но увиденное произвело на него такое впечатление, что он просто не мог закрыть на это глаза.
Более того писатель направил письмо М. С. Горбачеву, высказывая опасения по поводу строительства и будущей эксплуатации энергоблоков. За смелые высказывания относительно проблем Крымской АЭС автор подвергся серьезному давлению, которое продолжилось даже после остановки этой масштабной стройки.
О целесообразности АЭС на полуострове говорили неоднократно и после распада СССР. Но, судя по заявлениям Росэнергоатома в 2014 году, развитие атомной энергетики в Крыму является делом бесперспективным; возводить нужно теплоэлектростанции. Что и было сделано за последние годы: в 2019-ом ввели в эксплуатацию Таврическую и Балаклавскую ТЭС.
О советском мегапроекте сегодня напоминают лишь развалины так и не достроенной Крымской АЭС. В большинстве источников можно прочитать о затраченных 500 млн рублей, однако к.и.н. А. Д. Попов, ссылаясь на документы Государственного Архива Республики Крым, в статье «Крым и АЭС несовместимы!» («Вестник Пермского университета», 2019, Вып.2) указывает сумму в 380 млн рублей (в ценах 1984 года).
К тому же материал, который тогда лежал на складах, оценили примерно на четверть миллиарда. В некоторых источниках Крымскую АЭС называют самым дорогим недостроем в области атомной энергетики.
Читайте: Балтийская АЭС за 250 млрд руб. – незавершенный мегапроект современной России