Согласно легенде будущем основателю великой династии Осману снились вещие сны, которые предсказывали ему будущее.
Однажды Осман ночевал в доме праведника, шейха Эдебали. В комнату, где он отдыхал, вошел хозяин и положил Коран. Осман увлекся чтением, а под утро уснул и ему приснился ангел, предрекший ему и его потомству славу и почести. Проснувшись, Осман, который на тот момент был язычником, тут же принял ислам.
Второй сон также приснился ему в доме Эдебали. Вот как это описывается в легенде:
«Он увидел, как из груди святого взошла луна и опустилась в его собственную грудь. Затем, из его пупка выросло дерево, и тень его накрыла весь мир. Под тенью этой были горы, а от подножия каждой горы текли реки. Некоторые люди пили из этих проточных вод, иные орошали сады, а другие отводили каналы. Пробудившись, Осман пересказал свой сон праведнику, и тот молвил: "Осман, сын мой, поздравляю, ибо Бог даровал верховную власть тебе и твоим потомкам, а дочь моя Малхун станет твоей женой»
Эта тема ухаживания за прекрасной Малхун-хатун, как впрочем тема его завоеваний, считается любимой темой турецких авторов, которые придавали большое значение легенде об основателе их империи.
Историки считают, что Осман не являлся разорителем Византии, которая досталась ему во владение по случаю. По крупному счету, они правы. Византия и без его помощи на тот момент, развалилась. Более того, он сохранил страну и ценности, что там имелись. Он отдавал города и села своим сподвижникам в ленное владение, щадил народ, снижал налоги и уважал христианство. Как пишут историки: «Под его патриархальной властью вифинские крестьяне не жалели о византийском чиновнике; и, судя по многим данным, населенность и богатство страны быстро возросли».
При Османе началась практика выдачи тимаров (земельных наделов, даваемых на время служения) и чеканка собственных монет. Следует отметить, что обычно османская историография изображает Османа полусвятым человеком, что, впрочем, легко объяснить — ведь он без помощи меча и огня обратил в ислам столько народа!
Кроме того, ему удалось сплотить вокруг себя народ. В знак великого уважения к нему, племя кайи, откуда он вышел, стало называться по имени Османа А потом и во все в его честь стало называть государство и династия правителей.
«Осман для оттоманов— то же самое, что Ромул для римлян», —напишет потом историк Кемаль Кадафар. Спорить с его словами довольно сложно...
Публикация по теме: Первый турецкий султан. По следам сериала «Великолепный век»