Найти тему

Как вор по кличке «Спайдермен» совершил ограбление века в Париже

351 прочитал
Когда читаешь новость об очередном похищенном дорогом шедевре живописи, кажется, что похитители, провернув такое хлопотное дельце, мигом станут богатыми и будут жить припеваючи до конца дней своих на

Зовут нашего героя – Вьеран Томич. Он выходец из семьи боснийских эмигрантов, родился в Париже. Однако детство его прошло на исторической родине – в Боснии. Его туда отправили к бабушке из-за болезни матери, которая не могла в то время за ним присматривать. Видимо детство мальчика было достаточно тяжелым, но именно там он начал оттачивать свой особенный навык – паркур.

Маленькому Вьерану нравилось прыгать по старинным камням и опорам моста через реку Неретву. Он смог настолько продвинуться в освоении паркура, что в один прекрасный день по стене забрался в окно местной библиотеки и прихватил там несколько старинных томов «на продажу».

К его сожалению, такой поступок не нашел понимания в семье. Получив пару затрещин от старшего брата, книги пришлось вернуть обратно с извинениями. Подростку повезло, никто не заявил на него в полицию. Но семья все же поспешила избавиться от такого родственника, вернув его в 11 лет обратно в Париж.

Вьерана не баловали, мальчик рос самостоятельно, затаив злобу на родителей, не обращавших на него внимания, и на семью, поспешившую избавиться от него.

Однако, опыт, полученный на родине не прошел даром, Томич стал более аккуратным и скрытным. Он продолжал тренироваться паркуру – на этот раз в качестве полигона выступало местное старинное кладбище Пер-Лашез.

Ему очень нравилось прыгать со склепа на склеп. А еще он открыл в себе тягу к прекрасному. Он даже пытался рисовать сам. Но, не имея возможности обучиться этому ремеслу, не смог достигнуть, каких-то больших успехов. Чтобы удовлетворить тягу к живописи он часами любовался на картины мастеров в каком-нибудь из Парижских музеев.

А вот зарабатывать на жизнь ему приходилось, промышляя кражами.

Когда читаешь новость об очередном похищенном дорогом шедевре живописи, кажется, что похитители, провернув такое хлопотное дельце, мигом станут богатыми и будут жить припеваючи до конца дней своих на-2

В этом деле ему очень помогал, доведенный до совершенства навык паркура. Вьеран присматривал квартирку побогаче, наблюдал за ней, а потом проникал внутрь через окна, форточки, балконы, часто взбираясь на них по стенам.

При этом Томич совершал ограбления на столько искусно, что жертва часто не сразу понимала, что произошло. Однажды хитрый босниец прежде чем совершить ограбление, несколько дней просто наблюдал за жизнью обитателей усадьбы, приходя к ним с утра и оставаясь незамеченным на территории их поместья. Зато к концу второго дня он уже точно знал, где хозяева держат ценности и деньги.


А в другой раз во время ограбления в квартиру вернулись хозяева, спасаясь, он перелез по стенке в соседние апартаменты и затаился там, но и тут ему не повезло – туда тоже вернулись владельцы. Впрочем, парочка, стремилась поскорее заняться любовью и в порыве страсти не заметила затаившегося гостя.

Томич же хладнокровно дождавшись, пока хозяева дома полностью погрузится в процесс, тихонько выбрался из «ловушки», прихватив на память несколько ценных безделушек по пути.

Все эти истории, позже он рассказывал прессе и полиции на допросах, и тогда же, по его словам, за особую ловкость он и получил кличку «спайдермен».

Постепенно его жертвами становились все более богатые и обеспеченные люди. Среди таких даже был знаменитый дизайнер Филипп Старк. Конечно же идя на дело Томич не забывал о своей тяге к искусству, и наряду с похищением денег, золота и прочих ценностей, он стал прихватывать и полотна, висящие на стенах. Ну если, конечно, на его вкус они были достаточно красивы.

В одном из таких рейдов ему даже попались работы знаменитого Ренуара. Причем, чтобы забраться в эту квартиру, Томич использовал арбалет с веревками и карабинами. При этом хозяева все время пока происходила кража спали.

Похищенные картины долго пылились у Вьерана в логове, пока скупщик краденного не познакомил его с владельцем небольшой галереи Жан-Мишелем Корве. Делец из арт мира мгновенно разглядел большой потенциал в воришке и озвучил ему список художников, работы которых он смог бы сбыть, используя свои связи, если бы Вьеран конечно «достал» работы этих мастеров.

Украденный шедевр Фернана Леже, «Натюрморт с подсвечниками»
Украденный шедевр Фернана Леже, «Натюрморт с подсвечниками»

Вот тогда Томич стал присматриваться к шедеврам в музеях уже с «практической» стороны. Его выбор пал на музей современного искусства (Musée d'Art Moderne de Paris). Именно там в то время экспонировались, заворожившие его работы Амедео Модильяни и Фернана Леже.

К тому же это были художники из «черного списка на продажу». И что особенно понравилось Вьерану – охранные системы музея на тот момент не были совершенными и музей начал их плановую замену. Это был шанс, который нельзя было упустить.

Спайдермен начал наблюдать за музеем, выискивая особенно уязвимые места. Рассматривая картины, как посетитель, он вычислил отключенные на тот момент датчики движения, а прогуливаясь вокруг здания обнаружил незащищенное на его взгляд окно. Понаблюдав еще день, он засек время обхода здания охраной. «Человек-паук» заметил, что снаружи рамы находятся обычные винты и извлечь их можно стандартной отверткой. Что он и сделал ближайшей ночью.

При этом, паук подстраховывался и на место извлеченных винтов добавлял «муляж» из глины. Винтов было достаточно много и иногда приходилось прерывать работу и прятаться в соседнем парке, чтобы патруль его не заметил. Терпение и сноровка сделали свое дело и следующей ночью все было готово к проникновению.

Украденная картина«Женщина с веером», Амедео Модильяни
Украденная картина«Женщина с веером», Амедео Модильяни

Томич аккуратно извлек стекло и залез внутрь. Чтобы убедиться, что датчики не сработали, он выбрался обратно из музея и спокойно подождал немного поодаль.

Вокруг царила тишина – и тогда преступник довел дело до конца – похитил несколько замечательных полотен:
«Олива близ Эстака» Жоржа Брака, «Пастораль» Анри Матисса, «Женщину с веером» Амедео Модильяни и «Голубь с зеленым горошком» Пабло Пикассо, «Натюрморт с подсвечниками» Фернана Леже.

Причем, по словам Вьерана, «Женщина с веером» в момент кражи «говорила» с ним, обещая наказать если он ее похитит. Но красота картины была сильнее чувства самосохранения и полотно было похищено.

Кража оказалась чрезвычайно знаковой и на расследование были брошены лучшие специалисты.

Нашелся и свидетель – скейтбордист сумевший разглядеть издалека грабителя. За вором развернулась настоящая охота.

Часть картин «артдилеру» видимо все-таки удалось сбыть. Но вот с Модильяни возникли сложности. Картина была очень знаменитой, и никто из «черных» коллекционеров не осмеливался ее купить. Проклятие начинало сбываться.

Вот уже и за дилером установили слежку, а сам Томич вынужден был прятаться по знакомым.

Когда очередной коллекционер ответил отказом – картина была «надежно спрятана», а между подельщиками «пробежала кошка».

Украденный шедевр, «Голубь с зеленым горошком» Пабло Пикассо.
Украденный шедевр, «Голубь с зеленым горошком» Пабло Пикассо.

Как бы то ни было, спайдермена задержали у очередной подруги, после «анонимного звонка».

Следствие установило всех участников преступления. Но таинственные покупатели, видимо, оказались уж очень влиятельными. Не смотря на все уговоры и угрозы, их не удалось выявить.

А если верить дилеру он не смог продать шедевры и просто уничтожил все полотна. В это, конечно, с трудом вериться, учитывая ценность картин.

Преступники получили сроки. Сам Томич в 2017 году был осужден на 8 лет. Его обязали выплатить штраф в 104 миллиона евро.

По сей день полиция не прекращает поиски шедевров, однако с каждым годом шансов найти их все меньше.

Интересный факт

Похищенная картина Модильяни «Женщина с веером» стала настолько популярна и легендарна, что довольно часто упоминается в современном кинематографе.

Например, в фильме «007: Координаты «Скайфолл»» - некий таинственный коллекционер погибает в момент, когда изучает шедевр видимо перед возможной покупкой.

Кадр из филбьма  «007: Координаты «Скайфолл»»
Кадр из филбьма «007: Координаты «Скайфолл»»

Авторам Бондианы не откажешь в чувстве тонкого юмора и умении оставлять «пасхалки» – ведь уже в следующей серии, они продолжают историю похищенного шедевра:

В фильме «007: Спектр» она украшает стену одной из комнат отеля главного злодея, в которой поселили новую девушку Бонда. К слову в соседней комнате, в которой поселили самого Бонда висит другая картина, похищенная тем же спайдерменом – «Голубь с зеленым горошком» Пабло Пикассо. И обе они, если верить авторам фильма, скорее всего уничтожены взрывом всего этого гостиничного комплекса.

Когда читаешь новость об очередном похищенном дорогом шедевре живописи, кажется, что похитители, провернув такое хлопотное дельце, мигом станут богатыми и будут жить припеваючи до конца дней своих на-7
Кадры из фильма "«007: Спектр»"
Кадры из фильма "«007: Спектр»"

В фильме «Западня» шедевр украшает стену в жилище таинственного и всесильного похитителя шедевров.

Кадр из фильма «Западня»
Кадр из фильма «Западня»

Фотографии взяты из открытых источников сети Интернет.