Найти тему
Исторические сражения

Неизбежное зло в любой армии

Рассказ дяди Гиляя "Без возврата" посвящен незадачливому молодому солдатику, который сбегает с поста, испугавшись ночного одиночества и близости кладбища. При этом герой многократно цитирует строчки устава, который обещает покарать беглеца "расстрелянием". У того же Гиляя в воспоминаниях можно встретить историю, как сбежавший солдат получил довольно мягкую порку. Правда, тот ушел из расположения части в свободное время, а не с часов. Тем не менее уставы того времени хоть и разграничивали военное и мирное время, а также другие нюансы службы, но все одно мягкостью не отличались.

Стоит упомянуть, что дезертирство существовало всегда и во всех армиях мира – это зло неизбежное. И пока практика самовольной демобилизации не достигает определенного критического процента, на нее не особо обращают внимание. Вот если явление превращается в массовую практику, то тут приходится принимать радикальные меры.

Нашли дезертира, 1791 год. Художник: George Morland
Нашли дезертира, 1791 год. Художник: George Morland

В Древнем Египте дезертиров (факт дезертирства приравнивали к трусости в бою) калечили – чаще всего отрезали язык. В Спарте у таких людей отнимали все имущество (в этом городе воевали только свободные граждане, так что и спрос с них был жесткий). В Афинах такого выставляли как диковинку на рыночной площади. В Риме на первый раз клеймили и возвращали в строй (клеймо ставилось на лице, так что оставалось на всю жизнь и уж точно ее не облегчало даже на гражданке при наличии выслуги).

Причины дезертирства всегда разные. Кто-то скучал по дому, кому-то новые реалии казались слишком жестокими. Известны случаи идейных расхождений с государством. И Россия испытывала те же проблемы, что и другие страны на протяжении всей мировой истории. Пик массового дезертирства в Российской империи пришелся на начало XIX столетия – во время наполеоновских войн. И причин тому было несколько.

Русская кавалерия в ходе заграничного похода 1814 года. Художник: Богдан Виллевальде
Русская кавалерия в ходе заграничного похода 1814 года. Художник: Богдан Виллевальде

Да, в армии тогдашней России крестьянин, прежде крепостной, имел шанс получить личную свободу. Вот только служить до такого счастья полагалось четверть века. И сама служба сахаристотью не отличалась. У многих дворян крестьяне жили куда лучше и вовсе бесправных солдат. Так что многие бежали только потому, что не хотели тянуть лямку настолько долго.

Еще одна причина – несоблюдение договоренностей со стороны государства. Вот, к примеру, 1804 год. В России понимают, что стычка с Наполеоном на собственной территории почти обязательна. Вопрос только во времени. И потому проводят дополнительный краткосрочный набор в ополчение. Которое обещают довольно скоро распустить. Потом следует Аустерлиц, где союзники получили от Бонапарта поражение. Ну и по итогам решили это самое ополчение не распускать целиком. А определить немалый процент в рекруты. Что тогда, вообще-то, законным никак не было. И неудивительно, что многим внеплановым рекрутам это не понравилось. Отчего начались случаи бегства из армии и даже бунты.

В германском городке. Художник: Богдан Виллевальде
В германском городке. Художник: Богдан Виллевальде

Первое время особо-то бежать незадачливым солдатикам и некуда было. Вот как только начался заграничный поход, то тут уже случился исход почти библейских масштабов. Русские исследователи говорят о 40 тысячах случаев. Иностранные источники, обоснованно и документально подтверждая, толкуют о 5 тысячах, оставшихся у немцев и австрияков. Да о вдвое большем количестве дезертиров, осевших во Франции. Многие довольно быстро обзавелись семьями и полностью ассимилировались. Впрочем, часть из таких беглецов русские власти смогли выловить. И жестоко покарать – дабы неповадно было. Что делу ни разу не помогло.

Еще одна причина большого процента дезертиров в тогдашней армии – неправильное распределение солдатского ресурса. Скажем, из-за Наполеона (хотя скорее из-за угрозы с его стороны) лучшие части сохраняли в центральной России на случай войны с корсиканцем. И потому на Кавказ (где война тлела не первый год) отправляли части похуже – из мусульман, проштрафившихся вояк и польских бунтарей – после подавления польского восстания.

Офицеры русской армии в поисках подчиненных, XVIII век. Иллюстратор: Сергей Ефошкин
Офицеры русской армии в поисках подчиненных, XVIII век. Иллюстратор: Сергей Ефошкин

Вполне ожидаемо татары и представители других мусульманских народов не захотели воевать с одноверцами. А поляки мечтали взять реванш. Что, правда, у тех не всегда получалось. Черкесы в войне-то эту силу использовали на острие удара. Но вот помогать им в возврате независимости не спешили, а скорее наоборот – сами порабощали тех, кто понадеялся на их помощь. Так что как только отпадала нужда в поляках, их продавали в турецкое рабство. Причем стоимость такого раба оказывалась ниже, чем цена на российского крепостного.

Вот русских дезертиров османы не продавали. В ставке у султана русские ценились как военспецы куда выше англичан. Просто потому, что они лучше понимали особенности тактики и боевого применения российских войск, чем британские эмиссары. Так что получалось, что тогда на Кавказе русским иной раз противостояли эти же русские. Только дезертиры...

× Поддержите нас в телеграме: @battlez

Не забывайте ставить "пальцы вверх" и подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала