Любимый сынок Илюша (14 лет) заявил, что не интересуется ни одной профессией и не намерен в своей жизни работать ни дня. Должно быть, я что-то упустил в его воспитании. Но что? Посоветуюсь с предками.
Отдел этнографии русского народа в Российском этнографическом музее (РЭМ, Санкт-Петербург) — кладезь информации о том, как жили люди, построившие нашу страну. Речь, конечно, в основном о крестьянах — все мы потомки сельских тружеников, составлявших в 1897 году 85% населения России.
Цитирую научные публикации с сайта музея. И сравниваю со своим печальным опытом:
Ты обязан показать ребёнку этот путь
Цитата. «Обучение детей крестьянской работе проходило по определенной, хорошо продуманной многими поколениями людей системе. Детей приучали рано, считая, что „маленькое дело лучше большого безделья“: если ребенка „с измалолетства" не включать в деревенскую работу, то он в дальнейшем не будет иметь „усердствующей способности" к крестьянскому труду.
Человек, по мнению русских крестьян, может только тогда хорошо и с радостью выполнять тяжелую работу пахаря, жницы, плотника, если привычка к труду вошла в его плоть и кровь с раннего детства».
Комментарий. А я всё думаю, почему некоторые мои знакомые учатся до 30 лет? Один институт, другой, курсы, вебинары... А потому что их с детства обязывали только учиться, учиться и учиться. Не работать.
Уверен, что указанный рецепт полезен не только в примере с тяжелой физической работой. Делать над собой усилие. Заставлять себя производить что-то полезное. Этот навык я своему сыну не дал. Моя вина.
Занимать ребёнка делом нужно с трёх лет
Цитата. «С раннего детства ребенка приучали к выполнению незначительных домашних работ и поручений. В некоторых губерниях трехлетний мальчик уже мог помогать матери чистить картофель, отыскивать отцовский кушак или собирать рассыпанный по полу горох.
Если мать гнала домой овец, она давала помахать прутиком пятилетней дочери, объясняя, что овцы от этого побегут быстрее. Пропалывая в огороде гряды, она поручала дочке выбросить подальше сорняк или подержать вырванную морковку. Отец, ремонтирующий забор, позволял крутившемуся около него сыну подержать рейку или гвоздь.
В многодетной семье маленький становился помощником старших братьев и сестер. Например, пока старшая сестра подметала пол, младшая вытирала пыль».
Комментарий. Где был мой мозг? Чем занимался Илья до школы? Развлекался, отдыхал, не успев ещё устать. Он даже в детский садик не ходил, потому что это «травматичный опыт». Вокруг маленького принца танцевала, утирая ему сопли и подавая игрушки, дорогостоящая няня из Молдавии.
А ведь я в детстве и картошку с родителями копал, и колорадских жуков в банку собирал. В магазин ходил со списком и бидончиком.
Мы — первое поколение, обожествившее своих детей. И тем самым лишившее их сил справляться с жизнью.
Учить надо своим примером
Цитата. «Отец должен был обучать сыновей работе, которую должен знать мужчина, будущий глава семьи — начинать следовало, как считали русские, когда наступал период отрочества. То есть, в 7-8 лет. Обучение проходило по принципу „делай как я“, при этом учитывались физические и психические возможности мальчика в разные периоды его отрочества. Отец брал сына с собой на пахоту, боронование, сев, отправлялся с ним в лес за дровами, обучал его уходу за лошадьми, ловле рыбы, охотничьему мастерству и т.п».
Комментарий. Конечно, Илья бывал у меня на работе, но что он там видел? Папа часами хмурится в экран.
Впрочем, есть ведь дача. Там я копал землю, стриг траву, ремонтировал заборы, краны и крылечки. Один. Так ведь быстрее, чем с сыном, да и проще — ребёнок обязательно что-нибудь сделает не так.
Всё спешил, спешил. Куда успел?
Хвали
Цитата. «Привлекая ребенка к совместной работе, предлагая ему дело по силам, родители поддерживали в нем ощущение радости от сопричастности к делу вместе со взрослыми, удовольствия от выполняемого труда. Участию ребенка в трудовом процессе всегда давали высокую оценку, но не перехваливали.
Родители обычно старались дать ребёнку работу, которую он мог выполнить хорошо, позволить ему заработать своим трудом хоть и небольшие, но деньги, принести их в дом. В то же время они считали необходимым, чтобы подросток „тешил свое достоинство“, т.е. получал похвалу за свой труд, видел, что его работа нужна семье».
Комментарий. Нет, всё же помню один случай, когда поручал Илье какую-то работу. В 12 лет на день рождения ему подарили принтер и я заказал сыну оцифровать мой старый фотоальбом. Платил, помню, по 50 рублей за фотку. Хвалил ли при этом за хорошо сделанную работу? Трепал одобрительно по загривку? Нет, вот же деньги, они — лучший комплимент.
Атмосфера труда
Цитата. «Воспитываясь в атмосфере труда, ребята сами высказывали желание заняться нужным для семьи делом. В детской среде считалось позором, если о двенадцатилетней девочке скажут, что она «непряха», а о мальчике десяти лет, — что он «только и может гонять бабки».
Особое значение в трудовом воспитании имело общественное мнение с его высокой оценкой трудолюбия и порицанием лености. В коллективах сверстников степень овладения трудовыми навыками выступала показателем половозрастной состоятельности и увеличивала брачную привлекательность. К 14 — 15 годам дети овладевали полным набором хозяйственных умений, необходимых для самостоятельной жизни».
Комментарий. Тут я бессилен. Нет сейчас никакого общественного мнения с высокой оценкой трудолюбия в детской среде.
Но ничего, я теперь умный. В следующей жизни я всех этих ошибок не совершу.
#жизньпосубботам
Источник: Российский этнографический музей. Использованы публикации Изабеллы Шангиной, Веры Холодной, Дмитрия Баранова