Интересный случай произошел в сентябре 1991 года в аэропорту Таллина с самолетом Dassault Falcon 20 с бортовым номером OH-FFA, 1970 года выпуска. Самолет выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, но все закончилось благополучно. Что же произошло?
18 сентября 1991 года в 14:30 по местному времени бизнес-джет Dassault Falcon 20 авиакомпании «Euro-Flite», совершая рейс из аэропорта Хельсинки в Таллинн, с двумя членами экипажа и дестью пассажирами приземлился на взлетно-посадочной полосе Таллинского аэропорта, его правая стойка шасси не смогла зафиксироваться.
Командир воздушного судна использовал элероны и колесные тормоза, удерживал самолет на взлетно-посадочной полосе, как можно дольше – до потери скорости. После этого самолет плавно опустился на правое крыло, продолжая движение, поворачивая вправо. По окончании пробега самолет выкатился за пределы ВПП и остановившись примерно в 8 метрах от края полосы.
Благодаря слаженным действиям экипажа, все закончилось благополучно. Пожар не возник. Никто из пассажиров не пострадал. Самолет получил незначительные повреждения, но позже был отремонтирован и успешно дальше эксплуатировался.
Подобный случаи не редкость в истории авиации, чем же интересен этот. Дело в том, что среди пассажиров был Министр внешней торговли Финляндии Пертти Салолайнен. Он совершал рабочий визит в Эстонию.
Несмотря на то, что все закончилось хорошо, инцидент имел место быть. Провели расследование и выявили все обстоятельства. Как известно в авиации мелочей не бывает. Данный случай произошел в результате сочетания следующих факторов:
1) заклинивание микропереключателя привода а-23802-102, вызванное коррозионным повреждением механизма привода, что, в свою очередь, привело к преждевременному отключению подачи гидравлической жидкости в силовой агрегат а-23722-0. В результате правая главная передача не смогла зафиксироваться в выдвинутом положении.
2) неспособность экипажа действовать в соответствии с пунктом 3.10.22 (процедура а) инструкции по эксплуатации воздушного судна DA-20 в соответствии с требованиями обстоятельств.
3) сервисный бюллетень производителя 676 по модернизации электрических цепей в системе шасси не был выполнен, поскольку это была только рекомендация.
© Юрий Дорошенко
Источники
1. FOTIS Rahvusarhiivi fotoinfosüsteem