Найти тему

Грани моды: Эльза Скиапарелли и любовь к меху диких обезьян

Использование натурального меха нынче поставлен под большое сомнение. И у сторонников, как и их противников достаточно аргументов разного толка - и рациональных, и эмоциональных. Признаюсь, когда я видела часть из представленных в статье экспонатов, мне было не по себе, хотя в моём гардеробе есть шуба из натурального меха, как и из искусственного. И учитывая наши зимы, которые бывают беспощадны к человеку, понимаю, почему в северных широтах используют такие традиционные способы борьбы с холодом. Но использование меха обезьяны нельзя отнести к таким вариантам, практически всегда, в модных экспериментах этот материал играет исключительно декоративную, эстетическую роль при, утилитарная сведена к минимуму.

"При первой встрече с шубой из обезьяны я был потрясен её гладкими чёрными прядями, которые тревожно похожи на человеческие волосы. Сотрудники музея FIDM по-разному относятся не только к обезьяньему меху, но и к меху в целом. Эти расхождения во мнениях возникают во время наших частых дискуссий о различных аспектах истории моды или когда приобретаются новые экспонаты. Несмотря на любые личные предпочтения, мы все понимаем, что мех был неотъемлемым элементом человеческой одежды на протяжении тысячелетий, и поэтому важно правильно документировать, так и изучать варианты использования меха в моде," - мнение сотрудников калифорнийского Музея FIDM/Fashion Institute of Design & Merchandising
Эльза Скиапарелли в пальто с использованием меха обезьяны. Датировка фотографии не определена, как и неизвестно имя фотографа.
Эльза Скиапарелли в пальто с использованием меха обезьяны. Датировка фотографии не определена, как и неизвестно имя фотографа.

Использование меха обезьян в моде не было прерогативой бесчеловечного, индустриального XX века, как об этом частенько можно прочитать в современных статьях, как и не было ноу-хау Эльзы Скиапарелли, которой обычно приписывают всевозможные сюрреалистические эксперименты и с формой, и с материалами. Вовсе нет! Популярность этот вид меха приобрёл с середины XIX века, когда активизировался процесс колонизации Африки. В статье, опубликованной, например, в марте 1867 года в журнале Arthur's Home Magazine, мех обезьяны, который "изящно свисает с рук", определён как «хорошо известный». С 1850-х годов с обширных территорий Чёрного континента активно экспортировался #мех определённого вида древесных обезьян - колобуса/сolobus, в те времена обитавших в экваториальной Гвинее, на юго-западе Камеруна, а также в центральной и северо-западной части Габона. Мех - специфический, довольно длинный, более 12 см, блестящий грубоватый. Колобусы бывают разных типов и окрасов, хотя на чёрно-белую разновидность чаще всего охотились из-за характерного длинного меха и яркого тёмного окраса, но натуральный мех - особенно белый, специфически стареет, меняясь в оттенках, поэтому его частенько подкрашивали, и он приобретал одинаковый кардинально чёрный цвет.

Эльза Скиапарелли, перчатки, кожа, шерсть, мех колобуса, 1938.  Philadelphia Museum of Art, Филадельфия, официальный сайт - www.philamuseum.org
Эльза Скиапарелли, перчатки, кожа, шерсть, мех колобуса, 1938. Philadelphia Museum of Art, Филадельфия, официальный сайт - www.philamuseum.org

Почему появилась легенда, что именно Скиапарелли принадлежит идея использования колобуса? В 1930-е годы Скиапарелли не просто создала ряд предметов с использованием этого материала, эффектно продемонстрировав его на подиуме, да и сама любила щегольнуть под пристальным вниманием папарацци в экстравагантных моделях с колобусом. Мех появился не только в коллекциях от #кутюр, но и в готовой одежде. В рекламе и гламурных новостях гладкий и блестящий мех обезьяны часто описывался как "современный, смелый и изысканный".

Эльза Скиапарелли, ботильоны, кожа, шерсть, мех колобуса,  1938. Philadelphia Museum of Art, Филадельфия, официальный сайт - www.philamuseum.org
Эльза Скиапарелли, ботильоны, кожа, шерсть, мех колобуса, 1938. Philadelphia Museum of Art, Филадельфия, официальный сайт - www.philamuseum.org

Заворожил мех многих! Начинающая актриса Норма Джин Бейкер в 1944 году мечтала о шубке из колобуса. И эта мечта осуществилась в 1948 году. Мэрилин Монро надела своё собственное пальто из этого меха перед премьерой фильма "Императорский Вальс".

Фотограф  - Фрэнк Уорт/Frank Worth. 26 мая 1948 года. Голливуд. Мерлин Монро и Мики Руни на премьере фильма Билли Уайлдера "The Emperor Waltz" .
Фотограф - Фрэнк Уорт/Frank Worth. 26 мая 1948 года. Голливуд. Мерлин Монро и Мики Руни на премьере фильма Билли Уайлдера "The Emperor Waltz" .

Примерно в 1940-х годах популяция обезьян Colobus в дикой природе резко сократилась из-за планомерного истребления, и с 1950-х торговля и продажа обезьяньего меха стали регламентироваться, что, в конце концов, в большинстве стран использование меха колобуса было полностью запрещено. Тем не менее сегодня этот вид находится под угрозой потери среды обитания из-за вырубки лесов. Любопытно, что в 2014 году креативный директор дома #Schiaparelli Марко Занини представил модель с имитацией меха колобуса/ Schiaparelli Fall 2014, используя вместо него страусиные перья, обработанные глицерином.

 Эльза Скиапарелли. женский свитер, шерсть, мех обезьяны. 1948,   Philadelphia Museum of Art, Филадельфия, США, официальный сайт - www.philamuseum.org
Эльза Скиапарелли. женский свитер, шерсть, мех обезьяны. 1948, Philadelphia Museum of Art, Филадельфия, США, официальный сайт - www.philamuseum.org

Подписаться на мой тематический канал "Ар Деко легендарный", посвященный художественному стилю ар деко, - на этой странице!

Если вам понравилась публикация, поделитесь своим впечатлением. Для автора - это важно!