Важное замечание: претензии о "спорности утверждений" автором принимаются заранее.
Аристотель утверждал, что "спор - это способ постижения истины". Позднее спор стали называть "диалектикой", мышлением через противоречия. Единственный путь, которым возможно добраться если не до истины, то хотя бы до понимания.
Итак, поехали.
Ситуация в образовании кризисная
А кризис - это сочетание опасностей и возможностей.
Чтобы избежать проблем и воспользоваться возможностями рекомендуется осмыслить ситуацию, не дергаясь. Здесь ключевое слово "осмыслить".
Если оценить ситуацию верно - дальнейшие действия дадут эффект. А если наоборот, то занесет на повороте - "мама не горюй" ... Вырулить после заноса получится не иначе, как расквасив нос и ободрав колени.
Вот мы с вами и займемся осмыслением перед возможной сменой направления.
Не ждите готовых советов
"Самая трудная вещь на свете — это думать своей собственной головой. Вот, наверное, почему так мало людей этим занимаются". Генри Форд старший
Но "большинство" действует как мужик из анекдота, который на предложение подумать продолжал прыгать.
Не подпрыгивая, банан, конечно, не достанешь. Но иногда стоит осмотреться и спросить себя: а почему до сих пор допрыгнуть не получалось?
На что похож кризис?
Кризис похож на состояние неустойчивого равновесия.
Немного туда, немного сюда .... В зависимости от "чуть-чуть" можно оказаться в очень неожиданно-другом месте.
Вспомните езду на велосипеде. Очень похоже на кризис. Движение происходит через падения и возврат к норме. И если научился падать правильно, то - в желаемом направлении.
Поэтому китайский иероглиф "кризис" и состоит из двух рисунков: "Дом" и "нож".
Еще кризис похож на "и хочется, и колется"
Мы хотим чего-то, но в стремлении к желанному сталкиваемся с нежелательным. В простонародье это называют "противоречие".))
И вот одно из таких противоречий я обнаружил сегодня утром прямо в своей голове.
(Если что, то противоречие и может существовать исключительно "в голове". В реальности вещи просто "есть".)
Этим противоречивым утром ...
За чашкой утреннего кофе "Эгоист" (не является рекламой продукта) я вдруг осознал абсурдность изучения иностранного языка в школе. Более того, абсурдность существования иностранных языков.
И, прежде, чем спорить, что
- "Иностранный язык - это круто!",
пожалуйста, подумайте о следующем факте.
... Почему люди, проживающие на расстоянии в какую-нибудь сотню километров, одинаковые во всем остальном, так разительно отличаются по чисто человеческому признаку - языку? Настолько сильно, что не способны понимать друг друга?
Это очень странно и необъяснимо ...
Мышление и речь, в определенном смысле, синонимы.
А люди, разговаривающие на разных языках, и думают по-разному, и эмоции испытывают разные.
Насколько разные?
Взгляните на немцев, американцев, турок, индийцев и поймите, что разница есть. И существенная.
Сравните немецкую и японскую литературу и еще раз почувствуйте разницу.
Вспомните как ведут себя немцы, американцы и те же японцы: трудно ли вам отличить их по поведению?
Эволюционная нецелесообразность
Эволюция обязана быть целесообразной.
Но в чем целесообразность разделения людей по чисто человеческому признаку - по языку, мышлению, эмоциям?
Кто бы знал ...
Но мы ведь говорим про образование?
Про кризис образования, которое зашло в тупик. А если система в тупике, то и причины должны быть системные.
Учебники, методики ... Это важно, но должно быть что-то глубже ...
Подавление чужеродностью
Исторически - в каких ситуациях люди, привыкшие общаться с родными, друзьями, любимыми на родном языке, вынуждены были учить язык чужеродный?
1. Рабы.
Люди, которых покупали, завоевывали или обманом вывозили из "отсталой" Нигерии в "прогрессивную" США. Хозяева заставляли рабов учить чужой язык - рабский язык - чтобы рабы понимали команды господ. Чтобы могли прислуживать, отказывая себе буквально во всем.
Даже в собственной идентичности.
2. Преступники.
Если человека за непотребное, асоциальное поведение изгоняли из первобытного стада, из средневековой общины, он также вынужден был учить чуждый ему язык - преступный язык.
Либо он просто погибал в одиночестве.
Исторически господа иностранные языки не учили. У них были находящиеся в услужении "толмачи". То есть опять же - рабы.
Я обращаю внимание - это происходило тысячи и тысячи лет, поэтому вполне могло закрепиться в нашей генетической памяти. У нас выработался инстинкт:
учишь иностранный язык - значит
ты либо раб, либо преступник.
Смешение затрудняет понимание
В современном мире все перемешалось и стало не таким очевидным.
Появились путешественники, инженеры, программисты, которые, чтобы жить сытнее, обязаны знать иностранный, чужеродный язык ...
Вы понимаете, куда я клоню?
Мы оказались в мире, когда знание иностранного языка иногда оказывается целесообразно-добровольным. Но даже в тех случаях, когда это так, мы не можем избежать собственной природы, выработанных эволюцией инстинктов.
Если хотите проверить, то вспомните: что вы чувствовали, оказавшись в другой стране? Инстинктивно чувствовали.
Что вы чувствовали, случайно оказавшись в группе иностранцев в московском метро?
Я не предлагаю не учить ...
"Что же вы предлагаете - не учить иностранный язык?!"
Вспомните начало статьи: я любые возражения принимаю ))
Это размышления о природе образования. Это не школьная методика, не пошаговая инструкция. Это для умных.
Отчего же не учить?
Но согласитесь, не учитывать температуру холодной воды глупо.
Зная особенности низкой температуры, можно организовать процесс закаливания, а не единоразовый прыжок в прорубь. Да еще "на оценку" )). Но даже случись нам запрыгнуть в прорубь сгоряча - оставаться там долго без подготовки все равно не получится ...
Инстинкты. Понимаете?
Вы помните, что мы говорим про школьное образование?
Изучение иностранного языка в школе автоматически, инстинктивно, неизбежно реститмулирует в нашей психике исторически неприятные состояния.
Не осознавая почему, но мы чувствуем себя рабами на плантации. Или преступниками, потерявшими Родину.
Обучение под дулом оценок, под окриками учителей, напоминающих надсмотрщиков на плантациях, подтверждает правоту смутных негативных ощущений.
Как же учить?
Некоторые вещи приходится делать не потому что нравится, а потому, что надо. Потому, что целесообразно.
Иногда изучение иностранного языка может быть полезно. Но не плантаторски - преступным методом. А через общение. Равные отношения убирают эмоциональный заряд рабства и ощущение преступной нежелательности.
Совсем убирают?
Не знаю, зависит от контекста. Вряд ли мы можем рассчитывать на "100%" хотя бы в чем-то.
Я не знаю точного ответа. Я просто обратил внимание на темную сторону обучения, на которую не обращает внимания почти никто.
P.S. Ну и в порядке расслабления.)
С чего бы вдруг правительство, не отметившееся предыдущие пару десятилетий особой лояльностью к "простому народу", вдруг решило выделить денежку на изучение "второго иностранного"?
Как вы думаете?