Найти в Дзене

Что хотел сказать художник? Тайна «Черного» и «Белого квадрата», Кандинский и музыка

Важнейший вопрос в живописи – «Что хотел сказать художник?» Без идеи искусство теряет всякий смысл. А что хотели сказать своими полотнами художники, принадлежащие к разным направлениям абстракционизма?

Тайна «Черного квадрата»

Чёрный квадрат вызывает жаркие споры, но установить, что символизировала картина, можно по дневникам автора. В своих записях Малевич оценивает «Квадрат» как отражение своего времени. Он – словно ночное небо. Сейчас над миром тьма. Но солнце взойдет, и «Чёрное» станет «Белым».

Поэтому Малевич и завершил свое творчество именно «Белым квадратом».

-2

Остальные его работы не менее фантастичны. Казалось бы, в стране – война, разруха, а Малевич мечтает о космосе. Да, он не рисовал планет и созвездий, но именно так следует понимать его работы – как безбрежное пространство Вселенной, где нет горизонта, где формы свободно парят в воздухе.

-3

Кандинский и музыка

-4

Абстракция была создана для того, чтобы выражать категории, недоступные зрению. Так, Кандинский первым понял, что с помощью рисунка, цвета и формы можно выражать музыкальные ритмы. Это открытие было неслучайным, ведь, как синестет, художник в буквальном смысле «видел музыку».

Лучо Фонтана. И не картина, и не скульптура

В абстракции было множество отчаянных новаторов, и не последнее место среди них занимает Лучо Фонтана. Он впервые начал деформировать и резать холст. Зачем?

-5

Чтобы тем самым расширить представления о возможностях живописи. Порезанный холст освобождается от своей плоскостности. Это уже не рисунок, а нечто среднее между скульптурой и живописью, хотя, если быть честным, Лучо был не первым. Ведь смешивание живописи и скульптуры, сам термин «скульптоживопись» - идея и заслуга отечественного художника Татлина, раскрашивавшего свои рельефы и композиции.

Джексон Поллок. Выражение мира внутри нас

Джексон Пол Поллок был оригинальным художником, отобравшим художественную славу у парижан. К тому времени теория психоанализа была уже не нова. Ею пользовались не только сюрреалисты, но и деятели абстрактного экспрессионизма.

-6

Поллок и его единомышленники считали, что внутренняя энергия человека высвобождается в непроизвольных движениях. То есть, когда человек выполняет случайные действия, работает подсознание. Именно ради того, чтобы выразить эту подсознательную силу и сущность, Поллок и рисовал в танце, практически в трансе.

-7

Зная эту теорию, подкованный зритель не будет везде искать подвох и шарлатанство. Ведь мир искусства разнообразен.

Живопись – одна из самых свободных сфер мысли, требующая свежего взгляда, и бессмысленно ожидать от художников какого – либо единства мыслей, клишированного или просто обычного мышления.