Найти тему
Ефим Шейфер

Музей золотного шитья

Как купить тур он-лайн дешевле

Музей золотного шитья был открыт при Торжокской профтехшколе художественной вышивки в 1964 году на улице Лермонтова. Город Торжок прославился на Руси как центр золотошвейного искусства, его воспевал Пушкин, который останавливался здесь много раз, путешествуя из Москвы в Петербург и обратно, в Берново и Михайловское. Писатели, летописцы, историки и сам народ посвятили этому городу восторженные строки.

История золотошвейного дела корнями уходит в ранние времена русской государственности. На месте бывшего кремля в Торжке во время раскопок были найдены кожаные лоскуты расшитые золотом – предположительно, это, своего рода, денежные знаки, которые были в обращении почти тысячелетие назад. Возможно, золотое шитье уходит и в Византию или в Ассирию и Вавилон, к древнейшим царям.

На Руси основными потребителями золотой вышивки являлись цари, церковнослужители, бояре. Летописи сообщают о том, что по престольным праздникам во Владимире драгоценные одежды вывешивались для обозрения по городу между храмами. При царском дворе многие боярыни имели свои мастерские, которые состязались в этом тонком искусстве. Вышивкой занимались и царицы с боярынями.

Но «законодателями мод» в искусстве золотого шитья всегда были новоторжцы. По одной из легенд, здешняя мастерица изготовила для императрицы Екатерины II великолепное платье из голубого атласа с золотыми вытканными лилиями. Говорят, что эту мастерицу Екатерина забрала себе в Петербург. А для вышивания порфиры для коронации Александра II в Петербург была вывезена не одна, а 30 лучших мастериц из Торжка.

Но при своей дороговизне на Руси золотое шитье не осталось элитарным. Даже низшие сословия заказывали себе блестящий праздничный наряд, ведь такое платье отличалось высокой прочностью, и его можно было очень долго носить, да еще и передавать по наследству. В Торжок за покупкой приданного и дорогих свадебных нарядов приезжали помещики, состоятельные крестьяне со всех концов Руси. Новоторжцы и сами щеголяли в золотом расшитых шапках, шубах, сафьяновых сапожках. Праздничный костюм жителя Торжка состоял из рубахи с белыми кисейными рукавами, расшитыми золотом, сарафана и фартука. Головной убор – сборник был украшен золотом, серебром и речным жемчугом. Поверх него надевался платок с золотой вышивкой, а на ноги – сапожки с золотым узором. Нарасхват были также и легкие платья, шелковые или бархатные скатерти, шитые золотом, салфетки, подушки, накидки.

Расцвет золотошвейного промысла в Торжке пришелся на 18-19 века. В 1860-х годах в Торжке жило 300 профессиональных золотошвей, а в конце века осталось в три раза меньше. К началу 20 века вместе с остальными старыми традициями уходила и мода. Город постепенно переодевался во все фабричное, оставляя редкому промыслу только погоны и галуны, которые давали лишь небольшие заработки.

Не дал окончательно угаснуть старинному промыслу местный патриот Дмитрий Романов, который объединил бросивших почти свое занятие кружевниц и золотошвей в одну мастерскую при земской управе, стараясь возродить высокое искусство. В начале 20 века работы мастерской имели множество наград на международных выставках. Лучшими мастерицами того времени были Ульяна Букарева, Мария Поповцева, Клавдия Титова, Анна Князькова, Любовь Ширяева.

В 1915 году, после смерти Романова, мастерская и школа, созданная при ней прекратили свое существование. Но в советские времена благодаря усилиям Хилевской была открыта золотошвейная профтехшкола.

В золотом шитье нить не прошивает материю, в отличие от обычной вышивки, принцип совершенно другой – золотая нить здесь накладывается с лицевой стороны по рисунку, а прикрепляющая ее к ткани нитка должна быть невидимой. В «литом кованом» шве золотые нити укладываются очень плотно, что создает впечатление сплошной золотой пластины.

В старину ученице первые полгода не давали в руки иглу: сначала ее приучали к материалу, пяльцам, учили склеивать лист наподобие картона и плотную бумагу и переводить готовый рисунок, вырезать из бумаги элементы будущего узора и наклеивать их на ткань, чтобы вышивке придать объемность. От первого шва до самостоятельной работы иногда проходили годы.

Сегодня на фабрике работает несколько мастериц высокого класса. Они работают над выставочными вещами, уникальными заказами, а также созданием образцов для дальнейшего массового выпуска. Их лучшие изделия соперничают с работами мастериц прошлых лет, продолжая традиции и славу золотошвейного искусства Торжка.

Экспонаты музея золотошвейного искусства отражают историю, а также современное состояние золотного шитья и других видов ручной и машинной вышивки в Торжке.

В музейной экспозиции представлены вышитые серебром и золотом, мишурой обувь и пояса 18 века, фрагменты головных уборов, относящиеся к началу 19 века, лучшие работы мастеров и учащихся профтехшколы (начиная с 1950 года), в том числе Н.Н. Аболишиной, З.Е. Поляковой, М.В. Пугаевой, которые восстановили приемы древнего лицевого шитья.