Найти в Дзене

Джо Байден для России. Advantages and disadvantages

В России существует такое ожидание в информационном поле, что приход Джо Байдена на пост президента Соединенных Штатов - это плохая новость для России. Имеется в виду обычная идеологизированность кандидатов демократической партии, их повышенное внимание к правам человека, решений на основе либеральных ценностей в большей мере, чем на основе экономических выгод. При этом Трамп не высказывается в отношении лично Путина каким-то откровенно жестким образом, иногда даже выступая в роли адвоката российского президента во внутреннем политическом поле. Например, когда ЦРУ подготовило доклад о том, что российские власти предлагали талибам награды за каждую голову убитого американского солдата в Афганистане, Дональд Фредерикович эту информацию публично называл фейковой.

Давайте, однако, подумаем над тем, что Байден может сделать хуже для России, а что, наоборот, поменять в лучшую сторону. Бесспорно, Джо относится к нынешнему российскому курсу и правительству откровенно негативно, называя Путина диктатором, сравнивая его с северокорейским Кимом. Однако, чем, кроме злобных твиттов (хотя, это скорее инструмент политики Трампа) Байден может нанести России или части ее элиты какой-то вред?

Да, возможны, и более чем вероятны, какие-то очередные точечные и персональные санкции, в рамках которых никому доселе неизвестные сотрудники ГРУ вдруг узнают, что они не могут отныне греть свои кости на пляжах Малибу. Откровенно говоря, такие санкции абсолютно всему населению Соединенных Штатов и России, включая самих сотрудников ГРУ, которым дальше Крыма и собственное руководство без служебной необходимости ездить не велит, абсолютно индифферентно.

Есть и другой момент, Трамп крайне препятствует окончанию прокладки и введению в строй газопровода Северный Поток - 2. Аргументируя тем, что это политическое решение, ограждающее несознательных европейцев от попадания в коварную ловушку энергетического рабства России, Трамп, тем не менее, по сути осуществляет экономические действия, которые в здоровой бизнес-среде классифицируются как недобросовестная конкуренция. Америка продвигает свою продукцию (сланцевый сжиженный газ), запугивая и оказывая давление на подрядчиков конкурента. Европа, в первую очередь, Германия, крайне тактично пытается напомнить Трампу, что этот вопрос входит в повестку внутренних дел ЕС и его отношений с Россией. Вместе с тем, Байден, если он станет в итоге POTUS (President Of The United States), вполне вероятно свой первый заграничный визит сделает в Брюссель. И вопрос равноправных и уважительных отношений союзников по НАТО и просто носителей общих демократических ценностей и рыночной идеологии будет не последним в рамках этой и последующих встреч. Полагаю, что Байден не будет настаивать на заморозке строительства газовой трубы и уж тем более не будет преследовать по всему миру неамериканские компании, ввязавшиеся в проект. Это вполне очевидный плюс для России в приходе Байдена, хотя и есть мнение, что строительство дополнительной трубы никаких экономических выгод России не даст, но тут уже американский президент, кроме как посоветовать хорошего экономиста из Гарварда в Газпром, вряд ли чем еще может помочь. Как писал Трамп в собственной книге "Искусство заключать сделки", если мэр Нью-Йорка мешает ему получить разрешение на застройку на Манхэттене, то просто надо подождать, пока выберут другого мэра, теперь этому совету могут последовать европейцы в отношении самого Дональда Трампа.

Есть и другой момент взаимодействия России и США, о котором как-то быстро все позабыли. В феврале/марте 2020 года российские власти полностью провалили переговоры о продлении соглашения ОПЕК+, не просто не приняв нового документа, но и выставив условия, которые страны ОПЕК фактически оскорбили. Как следствие, ОПЕК во главе с Саудовской Аравией начал ценовую войну на рынке нефти и обрушил ценник до крайне некомфортных для российского бюджета значений. Тут еще подоспел короновирус с сопутствующим локдауном и катастрофическим падением спроса на черное сырье. При этом ни оскорбленная Саудовская Аравия, ни гордая Россия, не были готовы делать встречных шагов хоть для какой-то нормализации рынка. В этот момент именно Дональд Трамп очень удачно для всего рынка экспортеров нефти вошел в переговоры, став в них не только посредником между обидевшимися друг на друга сторонами, но и участником новой сделки. В результате во многом благодаря его участию сделка ОПЕК++ была заключена, даже когда Мескика уже на ленточке подписания договора вдруг отказалась от части своих обязательств, США, дабы не сорвать заключения, приняли эти обязательства на себя. По итогу, рынок более-менее стабилизировался на уровне 40$ за баррель, и я бы не стал отнимать лавры у Трампа за его достижения в этом переговорном процессе. Однако, срок действий договоров заканчивается, а Байден вообще не сторонник поддержки углеводородного топлива. В следующем раунде переговоров России, ОПЕК и США, американский президент может и не пытаться достичь картельного сговора, каковым по сути является ОПЕК и ОПЕК++. И опосредованно, без всяких санкций, это может ударить по рынку нефти, а, следовательно, по производному от этого рынка российскому бюджету.

Вместе с тем нежелание поддерживать старую техасскую гвардию нефтяных компаний, наследников семи нефтяных сестер, а также новых игроков на этом рынке, заполняющих свои бочки нефтью из разорванных водным напором подземных пластов, может уменьшить количество американских компаний на рынке и их долю. Это могло бы стать хорошей новостью для России, но параллельно с возможным уменьшением предложения нефти США может снизить и спрос на нее, если Байден вернет страну в Парижское соглашение по климату и начав реализацию Зеленого Плана Байдена.

Вообще если посмотреть на возможные направления, по которым еще в принципе возможны какие-то существенные санкции - это, пожалуй, отключение России от системы межбанковских переводов SWIFT и ограничения на покупку российских активов, в частности, российских долговых облигаций, американцами. Первое, как мне кажется, крайне маловероятно при нынешнем включении российской экономики в мировую. Не представляю, как мировые игроки будут расплачиваться за поставляемые Россией нефть, газ, металлы, лес и все остальное, что в России можно выкопать или срубить, без использования SWIFT, вряд ли из России будут уходить газопроводы, а в обратную сторону понесутся фуры, набитые наличными евро и долларами. Маск, в конце концов, тоже полностью не заменил российские Союзы в сфере запуска американских астронавтов на Международную Космическую Станцию. Не будут же американцы на орбите передавать в невесомости россиянам чемоданы с наличностью за доставку. Вторая угроза с ограничением покупки российского долга сохраняется, но это одна из тех мер, которые, если она и произойдет, сделает российскую экономическую жизнь несколько хуже, но на паперть россиян не выгонит. Российские телеканалы в очередной раз найдут виноватого во всех бедах россиян за океаном, что только поможет сомкнуть наши смелые ряды назло врагам.

Как итог, на мой взгляд принципиальных рисков экономического ухудшения для России приход Байдена не несет. Более того, его приход может даже улучшить экономический климат для России, не по причине того, что он так хочет быть добрым другом российского бюджета, а просто в силу того, что он будет творить меньше безумия, что в целом должно отразиться благоприятно для мировых рынков. Но вообще основные проблемы российской экономики не переизбираются каждые четыре года за бугром, а лежат большей частью в 1/6 суши планеты Земля.