Найти тему

Разбор. «Я действительно полюбила историю»

Вот здесь интересные рекомендации от девушки, которая успешно сдала ЕГЭ. Особенно высокие баллы ей удалось показать на истории. И это закономерно, судя по описанию её подготовки. Особенно удачные места мы выделим в разборе.

В исходной статье она рассказывает и про остальные предметы, но там советы не такие предметные и полезные. Поэтому ограничимся разбором только части текста, посвященного истории. Принципы обучения универсальны, поэтому их частично можно перенести на подготовку в экзаменам по математике.

*********

Я готовилась к истории с начала 10 класса, но до этого я не знала ее вообще. В школе абсолютно не преподавали ее так, как нужно, а просто читали параграфы на уроках. Занималась я в своем городе с лучшим репетитором (это не голословные утверждения) раз в неделю по 2 часа. На каждом занятии мы разбирали одну-две темы в формате лекции и плюсом решали тесты. Так я занималась весь 10 класс. Мой совет 10 классу: не ленитесь и учите все сразу, потому что в 11 классе времени катастрофически не хватает. [10 класс — лучшее время для начала серьёзной подготовки. Именно здесь чаще всего закладывается фундамент для качественного скачка в изучаемом предмете. Как-нибудь расскажу про психологические причины этого и когда ещё может быть такой рывок.]

Кроме того, обязательно приобретите атласы по истории (не важно, на каком вы этапе подготовки), иначе вы просто завалите 13-16 задания. Конечно, вам нужно изучать теорию совместно с атласом, чтобы в случае чего вы могли сориентироваться и понять, какие события изображены на карте. У меня было 3 атласа: за 6 и 7 классы (я купила их еще в начале 10 класса), а потом за 10-11, где собрана вся необходимая для заданий 13-16 информация.

В следующем году добавилось еще одно занятие по истории + я начала регулярно прорешивать тестовую часть. Я считаю, что это одним из главных составляющих успеха в первой части экзамена. Примерно в январе я стала каждый день решать 1-3 варианта самостоятельно. Сборники Артасова, которые максимально приближены к ЕГЭ, а также Безбородко, Веряскиной и др. Я хотела доказать сама себе, что могу сдать историю на 80+. Для меня этот предмет всегда казался сложным и запутанным. Но когда я начала просто постоянно заниматься историей, то все начало проясняться. Я действительно полюбила историю, особенно 20 век. И если для вас этот предмет кажется скучным, представьте, будто бы вы находитесь в той же эпохе, которую изучаете, возможно, это поможет вам. [Здесь автор хорошо описала своё состояние, но сделала неправильный вывод. Она стала заниматься историей, начала в ней разбираться и постепенно её полюбила, т.к. многое стало проясняться. Эта наука стала не просто нагромождением дат и имён правителей, а чем-то гораздо более глубоким, со своими причинно-следственными связями и закономерностями. Это уже потом она стала представлять себя в этой эпохе. Потому что были знания, которые помогли что-то вообразить. В другую сторону это не работает. Не получится сесть, представить себе в голове эпоху Ивана Грозного и тем самым как-то увлечься и полюбить предмет. Симпатия к предмету возникает не из головы. Первична именно деятельная учёба, а потом всё остальное.]

За 5 дней до экзамена я вступила в Марафон по истории (наподобие предбанника), где прорешала около 400+ заданий второй части, попутно повторяя теорию. Плюс ко всему за месяц до ЕГЭ по истории я каждый день повторяла темы (обычно по 3-4 в день). Это действительно рабочая вещь. [Надо помнить, что всякие марафоны, спринты и интенсивы полезны, когда вы изначально хорошо разбираетесь в заявленных темах. Если у вас слабые знания, то они будут только вредны. Здесь девушка уже хорошо разбиралась в материале, поэтому такой способ закрепления материала ей помог.]

Еще могу посоветовать такую технику под названием 5д: берете определенную тему и изучаете ее в 5 разных источниках. Таким образом, у вас складывается максимально полная картина данной темы, и вы лучше запоминаете прочитанное. Для такой техники советую учебники Данилова и Косулиной, Пчелова, Киселева и Попова для 9-19 веков. Для 20 века самым эффективным учебником для меня оказался учебник Загладина! [Очень хороший грамотный совет. Лучше прочитать по теме параграфы из пяти разных источников, чем пять раз перечитать один и тот же. Подобный подход действует не только для истории, но и для других предметов. Например, в вузоматике лучше прорешивать темы из нескольких задачников.]

31 мая был экзамен. Я сдавала в школе, которая находилась на краю города, поэтому было время повторить, в то время, когда я ехала туда. Я взяла с собой все тетради, конспекты - все, что у меня было. Я до последнего повторяла теорию. [Практической пользы для обучения это повторение в последний момент не имеет. Получилось больше для успокоения.]

Касаемо самого экзамена, в варианте не было того, чего бы я не знала. Свой балл я потеряла в тесте из-за невнимательности, хоть и проверяла 5 раз. Ну, все равно я считаю, что 98- достойный результат. Вторую часть мне зачли всю!

И еще один совет: когда вы встретитесь с друзьями и одноклассниками, не стоит обсуждать варианты и ответы, потому что задания могут быть одинаковые, но ответы на них могут стоять под совершенно разными цифрами. Вы можете расстроиться из-за того, что ваши ответы не сходятся с другими, но в итоге все может быть наоборот. [Ещё один хороший совет. Действительно, обсуждения с друзьями мешают вам. Причем не только после экзамена, но и непосредственно до него. Все вот эти вот “ты как подготовился?”, “а я ничего не знаю”, “я чувствую себя тупым”, “а я вообще не готовился” и пр. Когда вы выслушиваете это и когда сами такое говорите, это скорее расшатывает нервы, нежели помогает сосредоточиться.]

Многие говорят, что нужно определиться, по какому периоду писать сочинение. Изначально я думала, что буду писать по имперскому периоду, но за месяц до экзамена поменяла свой выбор и написала сочинение на ЕГЭ по 20 веку, а именно 1921-28.

[При серьёзном изучении предмета возможна вот такая гибкость. Бывает так, что ученик меняет тему из-за паники, т.к. боится, что не справится с заранее выбранной темой из-за слабой подготовки. В итоге мечется между двумя вариантами и почти всегда выбирает из них худший. Но иногда ученик видит, что в чём-то разобрался лучше и спокойно её меняет. В итоге получается, что в обоих случаях была замена, а причина и результат разные.]

Для того чтобы написать сочинение на максимум, нужно изучить все критерии, прочитать сочинения, написанные на 11 из 11, понять, как показать все критерии в сочинении.

[Конечно, нужно изучать критерии экзамена. Причём начинать подготовку не отталкиваясь от них, а постепенно к ним приходить. Сама подготовка не должна полностью ориентироваться только на критерии.]

Тогда у вас гарантированно будет максимальный балл.

[Это не так. Максимальный балл никто не может гарантировать.]

Вообще вторая часть требует не только нарешивания в отличие от первой, но и понимания, способностей определить причинно-следственные связи, пространственного мышления. Это действительно нелегко, но при желании все возможно! Даже если вам кажется, что все бесполезно, хочется все бросить, просто работайте и ждите. Вам это обязательно вернется!

[Работать полезно, а просто чего-то ждать, конечно, непродуктивно.]