Эта часть статьи без спойлеров, читай спокойно.
Я люблю хорошие мульты. Моё детство процентов на 50 состояло из повторяющихся просмотров 4 главных видеокассет: "Король Лев", "Аладдин", "Геркулес" и "Книга Джунглей". А между ними были мультсериалы по СТС. С тех пор Disney и Pixar создали кучу новых анимационных фильмов, прогрессируя с каждым годом и повышая планку качества.
Была и "История игрушек", и "Зверополис", и "Мадагаскар", "Тачки" и "Тайна Коко"... И ещё много чего неплохого. Но даже мои любимые детские мульты померкли в сравнении с "ВАЛЛ-И", вышедшим в 2008 году. И на первый взгляд причина довольна проста: все перечисленные выше фильмы достаточно камерные, их действие происходит чаще всего в своём собственном маленьком мире, который если и относится как-то к реальности, то не слишком. Ближе всего к нашему миру оказывается "История игрушек", учащая нас ценить то, что у нас есть, ну и, пожалуй, "Тайна Коко", говорящая о том, что нужно идти за своей мечтой несмотря ни на что. Но с "ВАЛЛ-И" всё по-другому.
Это серьёзный фильм, заключённый в мульт-оболочку. Мы умиляемся маленькому роботу по имени ВАЛЛ-И, брошенному на огромной мусорке, которую мы когда-то называли нашей планетой. Обнаруживаем в нём человеческие черты и мечты, переживаем за него весь мульт. Проходим с ним через массу забавных приключений, встречаем кучу смешных героев... Но за всем этим скрывается настоящая трагедия.
Только вдумайтесь в сюжет фильма: человек настолько убил Землю, что она завалена бесконечными небоскрёбами мусора; на планете бушуют радиоактивные песчаные бури, а орбита забита плотным поясом из обломков спутников, станций и других космических объектов. И всё это просто бросили, сели в большой, красивый, космический корабль и улетели, оставив роботов вроде ВАЛЛ-И убирать это всё до скончания веков. И главный герой мульта – единственный, кому удалось продержаться так долго. Разъезжая по планете он то и дело встречает своих павших собратьев – теперь они могут служить ему лишь источником запчастей.
Дальше будут спойлеры, берегись!
А дальше ещё веселее – волей судьбы оказавшись на том самом корабле, который стал ковчегом для человечества, ВАЛЛ-И обнаруживает, что людской род превратился в безвольную биомассу, которая даже не умеет ходить! Всем теперь заправляют роботы, подсказывающие человеку, какой сегодня в моде цвет и вкус. Передвигаются все на летающих креслах и редко отрываются от экранов – даже для того, чтобы поговорить с человеком в соседнем кресле. Ничего не напоминает?
Капитан корабля оказывается самым вменяемым человеком, но и он до прибытия робота-уборщика с Земли, не понимает, что ничего не контролирует, а действует по указке искусственного интеллекта, который ни за что не отдаст свою власть. Робот Ева занимается тем, что периодически отправляется на Землю в попытках найти там хоть малейшее указание на то, что планета начала восстанавливаться, и человечество может попробовать вернуться и начать всё сначала... Словом, уберите из "ВАЛЛ-И" юмор и милых персонажей, и что тогда получится?
Фильм про постапокалипсис. Причём один из самых жёстких и бескомпромиссных. По сути, единственное, что спасает человечество от неминуемого вырождения – простая случайность. Совершенно ни для кого неожиданная цепочка событий, приведшая старого, грязненького робота на космический корабль, захваченный злодейским искусственным интеллектом. И тут кроется ещё одна причина, по которой этот мульт затмил собой все другие.
За последние 20 лет кинематографа сюжет об "избранном" уже настолько надоел, что само упоминание этого слова вызывает, мягко говоря, отторжение. Это уже неинтересно никому и настолько затёрто, что даже выразиться в рамках цензуры сложно. И ВАЛЛ-И, являясь спасителем человечества, не является при этом избранным. Он, пожалуй, самое заурядное, ничем не примечательное существо (назовём его так для удобства) из всех героев фильма. Более того, я бы даже сказал, что он и спасителем человечества не является, а скорее случайным носителем того, что может его спасти.
И это "что-то", как бы приторно оно ни звучало, – любовь. Ведь всё, что движет ВАЛЛ-И в течение всего фильма, ещё даже до того, как он встречает Еву – это именно чувство любви, поначалу выражающееся только в просмотре романтического мюзикла и уходе за тараканчиком, сумевшим выжить в радиоактивном мире Земли. Любовь движет им, когда он, рискуя собственной жизнью, хватается за корабль и улетает на ракете в космос. Она же заставляет его пробираться через враждебный, жуткий мир роботов, полный опасностей, для того, чтобы найти свою возлюбленную. Других причин у него нет. Спасение человечества не входило в его планы даже когда он прибыл на корабль и увидел всё своими объективами.
ВАЛЛ-И не герой. И это делает его идеальным героем для этой истории, в которой самое главное – это то, что мы с каждым днём всё сильнее рискуем обменять на комфорт – настоящие чувства и переживания, выходящие за рамки наших высокотехнологичных устройств. Актуальность этого мульта просто зашкаливает. Сценаристы нарисовали мир, который уже здесь, за углом, и если остановиться и немного задуматься над тем, что мы делаем, станет ясно, что вселенная "ВАЛЛ-И" – это наше ближайшее будущее.
Таким образом ВАЛЛ-И оперирует универсальными человеческими переживаниями: он предостерегает о будущем с одной стороны, а с другой давит на самое главное человеческое убеждение – любовь спасёт мир. Эпохальность этого мульта вместе с его потрясающей реализацией делает его лучшим мультипликационным произведением за все времена, которое можно пересматривать десятки раз.
А как тебе этот мульт? Есть сомнения насчёт того, что он лучший? Если да, то какой ты поставишь на первое место? Пиши в комментариях, обсудим!
Киношная ночь сменяется рассветом.
Ставь лайк и подписывайся на канал (жми здесь), чтобы не пропустить свежие материалы!
Тут ещё:
5 шикарных реалистичных фильмов на тему постапокалипсиса