Советское руководство всегда серьёзно относилось к вопросам обороны страны, но полноценные авианосцы удалось начать строить только в 70-е годы. В отличие от американских авианосцев, советские корабли строились так, чтобы могли вести бой без групп прикрытия, палубным оружием. Все они были построены на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве.
Проект 1143 «Кречет» - класс тяжёлых авианесущих крейсеров
«Киев»
Проект 1143.1. С 1975 года значился как тяжёлый авианесущий крейсер. Состав авиационной группы: 12 палубных штурмовиков вертикального взлёта и посадки и столько же единиц противолодочных вертолётов. Нес боевое дежурство в Атлантике и Средиземном море до 1991 года.
К июню 1993 года крейсер во многом выработал ресурс вооружения, оборудования и механизмов. Средств на ремонт не было. За 1,6 млн. долларов его продали неустановленным покупателям. А они – Китаю за 8,2 млн. долларов. В 2000 году его отправили в порт Тяньцзинь, где через 3 года он вошёл в увеселительный парк. С 2011 года стал отелем.
«Минск»
Проект 1143.2. Входил в состав 175 бригады ракетных кораблей Тихоокеанского флота. С 1991 года корабль готовили к неотложному ремонту, который так и не был произведён. Решение по выводу из строя было принято в тот же день, что и по «Киеву».
В конце 1995 года корабль продали в Южную Корею на металл, затем китайской фирме. Когда она обанкротилась, корабль включили в военный парк Minsk World в Шэньчжэне. Сейчас находится в парке Наньтуна.
«Новороссийск»
Проект 1143.3. Вошёл в состав боевого флота Союза в ноябре 1982 года с распределением на Тихоокеанский флот. В отличие от 2-х предыдущих крейсеров, были перепланированы 40% помещений корпуса и надстроек. Существенно расширили авиагруппу, наполовину увеличили число авиатоплива на борту, были оборудованы специальные места посадки под перспективный "Як-141". На корабль могли садиться самолёты и вертолёты массой до 15 тонн. Была значительно усилена ПВО корабля. Стоял на страже интересов страны с 1983 по 1991 года.
После сокращения финансирования крейсер поставлен в бухте недалеко от Советской Гавани Хабаровского края. В 1994 году продан в Южную Корею за 4,3 млн. долларов. В 1997 распилен на металлолом в Пхохане.
«Баку»
Проект 1143.4. Планируемое название «Харьков», впоследствии – «Баку», затем «Адмирал флота Советского Союза Горшков». Заложен в конце 1978 года, но в состав флота вошёл лишь в 1987. Сказывались доработки проекта и задержки с поставкой оборудования. С декабря 1988 года зачислен в состав 170-й бригады противолодочных кораблей 7 оперативной эскадры.
Очень дорогой в обслуживании, без полноценного авиа обеспечения он стал балластом для бюджета государства. В 1994 году начались переговоры о его продаже Индии. 16 ноября 2013 года непосредственно передан ВМС этой страны. С 2014 года имеет новое имя – «Викрамадитья».
Крейсера, не сошедшие со стапелей
«Варяг»
В 1992 году при 67% технической готовности строительство приостановлено. В следующем году корабль отошёл Украине, оттуда продан Китаю. В сентябре 2011 года официально принят в состав ВМФ армии Китая под именем «Ляонин» в качестве авианосца.
«Ульяновск»
К середине 1991 года выполнено 18% объёма работ. С начала следующего года Россия и Украина объявили, что отказываются достраивать корабль и была начата разделка его корпусных конструкций.
Так закончило свой век большинство советских авианосцев. «Выжить» удалось только одному.
Последний проект СССР – «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»
В ходе эксплуатации крейсеров проекта 1143 были выявлены недостатки самолётов вертикального взлёта по сравнению с привычными моделями с разбегом. Поэтому решили строить новые авианосцы для базирования обычных самолётов. Для этого отказались от части вооружения в пользу авиационной составляющей.
Проект 1143.5. Авиационная группа – почти 50 самолётов и вертолётов. Окончательное название получил 4 октября 1990 года.
В период распада СССР командир корабля Виктор Ярыгин принял решение следовать приказам командования Северного флота и увёл крейсер из Севастополя с переходом вокруг Европы к месту постоянного базирования в Мурманской области.
Сегодня – это единственный действующий авианосец флота России. Единственный в мире из авианесущих кораблей имеет право находится в Чёрном море по Конвенции Монтрё, поскольку классифицируется не как «чистый» авианосец, а как авианесущий крейсер. В 2016-2017 годах впервые в истории принял участие в реальных боевых действиях.
Учитывая приоритеты вооружённых сил РФ, новые авианосцы планируют строить не ранее 2025-2030 годов.
Что вы об этом думаете, пишите в комментариях и ставьте лайки! Подписывайтесь на канал